Пьеса утренняя молитва

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Содержание

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром…

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева – родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы – просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают образное мышление детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка – с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. Юношеский максимализм и радость молодости сменяются первыми утратами, горем.

Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить душевное равновесие. Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти.

А в заключение – покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».

  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва». С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным едением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка». Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви». Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти – радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. цикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Источник: //fb.ru/article/180132/detskiy-albom-chaykovskogo-soderjanie-istoriya-sozdaniya

Анализ утренняя молитва

Пьеса утренняя молитва

  • 0 Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Ответ на SvetlanaSvetik

    Картинки и анимации на funlove.at.ua

    Спасибо, дорогая, AmAyfaar, я как всегда, с радостью пошла шариться по вашим задворкам)))

    Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви

    XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015

    Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.

    Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).

    Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.

    О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:

    • происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
    • последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
    • дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
    • молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.

    Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.

    По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.

    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

    Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230].

    Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.

    Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381).

    220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения.

    В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.

    Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей.

    Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию).

    Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу.

    Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

    Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.

    Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник [Афанасий (Сахаров), 195–196].

    По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П.

    Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» [Frøyshov, 123], наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира.

    «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ.

    Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» [Сопова, Желтов].

    Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга.

    Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви [Евфимий (Моисеев)].

    В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви.

    Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в.

    , его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.

    Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:

    Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели.

    Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями.

    Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.

    ) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.

    Источники и литература

    1. Домострой = Домострой / Подгот. текста и перевод с древнерус. Д. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси : В 20 т / Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб. : Наука, 1998. Том 10. С. 116–215.

    2. Келейное правило = Келейное правило Серафимо-Знаменского скита. Шамордино Калужской губернии : Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. 71 с.

    3. Лука Жидята = Лука Жидята, еп. Новгородский.

    Поучение к братии // Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI–XVIII в.

    включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них / Сост. свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. Киев : Тип. Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. С. 60–61.

    4. Молитвослов = Молитвослов. Полный календарный месяцеслов с календарными сведениями на 12 лет : Для народного употребления / Сост. А. А. Никольский. М. : Типография С. Орлова у Бородинского моста, 1882. 346 c.

    5. Молитвослов с акафистами = Молитвослов с акафистами / Репр. воспроизведение изд.1915 г. — М. : Ключ : Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 334 с.

    6. Молитвы и песнопения = Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) / С пер. на рус. яз., объясн. и прим. Николая Нахимова. Репр. воспр. изд. СПб. : Синодальная Типография, 1912. М. : Донской монастырь, 1994. 236 c.

    7. Православный молитвослов = Православный молитвослов с объяснениями. М. : Православная Беседа, 1992. 84 с.

    Источник: //xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/analiz-utrennyaya-molitva/

    Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

    Пьеса утренняя молитва

    «Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

    Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей.

    Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата.

    Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

    В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

    «Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

    Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

    Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

    В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

    Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался.

    И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

    Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

    «Утренняя молитва»

    Господи Боже! Спаси, обогрей:Сделай нас лучше, сделай добрей.Господи Боже! Спаси, сохрани!

    Силу любви своей нам подари.

    «Зимнее утро»

    Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

    Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.Из хижин ранний дым разносится клубами.Отливом пурпурным блестит снегов серебро;Иглистым инеем, как будто пухом белым,Унизана кора по ветвям помертвелым.Люблю я сквозь стекла блистательный узорКартиной новою увеселять свой взор;Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

    Деревня весело встречается с зимою…

    «Мама»

    Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

    Мама, очень-оченьЯ тебя люблю!Так люблю, что ночьюВ темноте не сплю.Вглядываюсь в темень,Зоpькy тоpоплю.Я тебя всё вpемя,Мамочка, люблю!Вот и зоpька светит.Вот yже pассвет.Hикого на свете

    Лyчше мамы нет!

    «Домашние игры и танцы»

    Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

    «Игра в лошадки»

    Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

    Я на лошадку свою златоглавуюСел и помчался по дому, по комнате,Мимо стола, этажерки и тумбочки,Мимо кота, на диване лежащего,Мимо сидящей с вязанием бабушки,

    Мимо мяча и коробки с игрушками.

    «Марш деревянных солдатиков»

    А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

    Ать-два, левой, правой,Ать-два, левой, правой,Мы легко и весело идем.Ать-два, левой, правой,Ать-два, левой, правой,

    Песню деревянную поем.

    Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

    Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

    «Болезнь куклы»

    Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

    «Похороны куклы»

    Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

    «Новая кукла»

    Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

    «Вальс»

    «Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

    В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

    «Полька»

    Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

    «Мазурка»

    А вот мазурка зазвучала!Мазурка – танец хоть куда!Задорный легкий и веселый,

    Прошу на танец, господа!

    Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

    Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

    «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

    «Русская песня»

    К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

    Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

    В ручеёк брось цветок –Унесёт его поток.Спой мне песню соловей –

    Станет сердцу веселей.

    «Мужик на гармошке играет»

    В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

    «Камаринская»

    «Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

    До чего сегодня весело у нас –Под камаринскую все пустились в пляс.Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.Пляшет бабка, пляшет дед,

    Пляшет братик и сосед

    «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

    «Итальянская песенка»

    Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

    «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается».

    Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

    «Неаполитанская песенка»

    В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий.

    Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро».

    В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

    Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,Не расстанусь я с тобою,Мой Неаполь, никогда.Здесь все вокруг мое –И дали неоглядные, и здания нарядные,И улочки недлинные, и площади старинные,

    И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

    «Старинная французская песенка»

    В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

    «Немецкая песенка»

    В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

    Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

    «Нянина сказка»

    Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

    «Баба Яга»

    Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

    «Сладкая грёза»

    Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»

    Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

    «Песня жаворонка»

    Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

    «Шарманщик поет»

    Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

    «В церкви»

    Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

    Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

    Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах. (3 3,67 из 5)
    Загрузка…

    Источник: //ProPianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij-detskij-albom

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.