Омовение лица молитва

Содержание

Ритуальное малое омовение согласно ханафитскому мазхабу

Омовение лица молитва

Лак, которым пользуются женщины, препятствует доступу воды к ногтям, и поэтому омовение будет действительным только после его удаления.

Засохшая слизь в носу препятствует доступу воды к коже, и поэтому перед омовением лица её следует удалить.

Если кольцо узкое, его необходимо сдвинуть с места, чтобы под него могла проникнуть вода; если же оно достаточно широко, сдвинуть его следует в соответствии с сунной.

Перед омовением женщина должна снять накладные ногти (если есть), поскольку они препятствуют доступу воды.

Протирание накладных волос недействительно, так как это равносильно протиранию головного убора, что не может служить заменой протирания головы во время совершения омовения.

3. Необходимо, чтобы процесс осквернения, несовместимый с омовением, прекратился

Так, недействительным будет омовение того, кто, не имея для этого достаточных оснований, приступит к нему, прежде чем у него перестанет выделяться моча или литься кровь из раны.

Точно так же недействительным будет омовение женщины, у которой не завершились месячные или послеродовое кровотечение.

Столпы омовения

Столпом именуется любая обязанность, являющаяся неотъемлемой составной частью того или иного вида поклонения. В пример можно привести обмывание лица при совершении частичного омовения или поясной и земной поклоны во время молитвы.

Обязанности разделяются на безусловные (катъы) и практические (амали)

Безусловной является такая обязанность, необходимость выполнения которой подтверждается прямым указанием Корана или Сунны. Так, протирать голову при совершении омовения необходимо в силу того, что Аллах Всевышний сказал (смысл): «…и протирайте головы».

Человек, отрицающий необходимость выполнения подобных обязанностей, заслуживает обвинения в неверии, а отказ от их выполнения делает недействительным то действие, составной частью которого является такая обязанность.

Практическая обязанность подобна безусловной в том отношении, что отказ от её выполнения также делает действие недействительным.

Однако человек, отрицающий необходимость выполнения обязанностей такого рода, не заслуживает обвинения в неверии, если речь идёт о мере, определяемой с помощью иджтихада.

Примером может служить решение о необходимости протирания четверти поверхности головы во время омовения.

Столпов омовения четыре:

1) однократное омовение лица;

2) однократное омовение рук до локтей (включительно);

3) однократное протирание четверти головы;

4) однократное омовение ног до лодыжек (включительно).

Обязательность этих столпов подтверждается словами Всевышнего (смысл): «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток…» (сура «Аль-Маида», аят 6).

По высоте к поверхности лица относится всё, начиная от верхней границы лба и до нижней части подбородка, а по ширине – всё, что находится между мочками ушей. К лицу относится часть щеки между виском и ухом, а также выступающие наружу части сомкнутых губ.

Омовение наружной части густой бороды, сквозь которую не видно, что под ней находится, заменяет омовение кожи. Если же борода редкая и сквозь неё видна кожа, то её необходимо промыть водой. Промывать волосы бороды, спускающиеся за пределы овала лица, не обязательно. Всё сказанное касается также усов, бровей и волос, растущих между нижней губой и подбородком.

Если ноготь является длинным и накрывает кончик пальца, мешая доступу воды к тому, что под ним находится, необходимо удалить препятствие и промыть то, что находится под ногтем.

Не следует во второй раз омывать то место, с которого были сбриты борода или усы, как не следует во второй раз омывать ссадину или голову после бритья.

Руки следует омывать вместе с локтями, а ступни ног – со щиколотками.

1. Протирание шеи после протирания головы

Сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения будет защищен от оков тот, кто во время совершения омовения станет протирать шею» (Ад-Дайлями).

Ляйс бин Мусарриф передал слова своего отца, сообщившего, что его дед видел, как Посланник Аллаха ﷺ протирал голову, дойдя до затылка и начала шеи. В другой версии этого хадиса сказано: «Протерев голову, он сказал: «Так», – и сделал знак рукой, указав сначала на переднюю часть головы, а потом – на нижнюю часть шеи со стороны затылка» (Ахмад; ат-Тахави; ат-Табарани).

2. Обращение к кибле во время омовения,

поскольку омовение является одним из видов поклонения, и для него следует выбирать наилучшее положение.

4. Совершение омовения и готовность к молитве до наступления отведённого для неё периода времени,

поскольку это даёт возможность ожидания наступления времени молитвы, а за ожидание начала молитвы полагается такая же награда, как и за её совершение.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Раб будет пребывать в состоянии молитвы всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, ожидая наступления времени (следующей) молитвы, а ангелы станут говорить: “О Аллах ﷻ, прости его, о Аллах ﷻ, помилуй его!” – пока он не покинет (это место) или не осквернится» (Муслим).

5. Во время совершения омовения желательно самостоятельно омывать и протирать различные части тела,

не прибегая к посторонней помощи, но нет ничего дурного в том, чтобы обратиться к кому-либо за помощью, когда понадобится слить или принести воду. Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того как Посланник Аллаха ﷺ удовлетворял нужду, я часто приносил ему воду, которой он совершал омовение» (Муслим).

Сообщается, что аль-Мугира бин Шуба (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ночью, когда я находился вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он спешился и удовлетворил свою нужду. Когда он вернулся, я стал сливать для него воду из сосуда, который у меня был, а он совершил омовение и протёр свои кожаные носки» (Муслим).

6. Желательно набирать воду для полоскания рта и промывания носа правой рукой, а сморкаться и протирать ноги – левой

Если человек не постится, полоскать рот и промывать нос необходимо как можно тщательнее. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ использовал правую руку для всего чистого и для еды, а левую – для подмывания и всего нечистого» (Ахмад; Абу Дауд).

7. Во время омовения не следует разговаривать о мирских делах,

чтобы омовение, являющееся преддверием поклонения, было свободно от примесей мира этого.

9. Воду, которая останется после омовения, желательно выпить стоя и обратившись лицом к кибле

Сообщается, что альХусейн бин Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) Али велел принести себе воду для омовения…

», после чего он описал, как Али совершил омовение, а потом сказал: «Потом он встал и сказал мне: “Подай мне (сосуд)”, – и я подал ему сосуд, в котором находились остатки воды, использованной им для омовения. Он выпил эту воду стоя, а я удивился этому.

Заметив моё удивление, он сказал: “Не удивляйся, ибо я видел, как Пророк ﷺ делал то же самое, что на твоих глазах сделал я. Он повелевал подавать ему воду, которой он пользовался для омовения, и стоя выпивал то, что оставалось”» (Ан-Насаи; ат-Тахави).

10. Завершив омовение, желательно прочитать следующую мольбу:

«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллахаﷻ, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

О Аллах ﷻ, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся (Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ляху, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху.

Аллахумма джаль-ни мина-т-таввабина ва-джаль-ни миналь-мутатаххирина)».

11. После омовения желательно совершить молитву в два ракаата

Сообщается, что однажды Усман (да будет доволен им Аллах) совершил омовение, а потом сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ совершил омовение, подобное моему омовению, а потом сказал: “Простятся прошлые грехи тому, кто совершит омовение, подобное этому моему омовению, а потом совершит молитву в два ракаата, не разговаривая с самим собой”» (Муслим).

12. При омовении рук и ног желательно омывать больше, чем установлено, захватывая не только локти и щиколотки

Сообщается, что Нуайм бин Абдуллах сказал: «(Однажды) я видел, как совершает омовение Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах).

Он полностью омыл лицо, потом омыл правую руку, пока не дошёл до предплечья, потом протёр голову, потом омыл правую ногу, пока не дошёл до голени, потом омыл левую ногу, пока не дошёл до голени, а потом сказал: “Я видел, что так совершал омовение Посланник Аллаха ﷺ, который сказал: “Благодаря совершению омовения должным образом в День воскресения у вас будут белые звёзды во лбу и белые кольца на руках и ногах, так пусть же тот из вас, кто сможет, увеличит свою звезду и свои кольца, сделает это”» (Муслим).

1. Совершение омовения становится обязательным (фард) в том случае, когда человек, находящийся в состоянии малого осквернения, желает совершить молитву (салят), будь то заупокойная молитва (джаназа) или совершение земного поклона (саджа) при чтении (тилява) определённых аятов Корана

Аллах Всевышний сказал (смысл): «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток…» (сура «Аль-Маида», аят 6).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» (Аль-Бухари).

 2. Омовение необходимо (ваджиб) совершить перед обходом (таваф) Каабы, так как обход является одним из видов поклонения, подобным молитве

Пророк ﷺ сказал: «Обход вокруг Дома (Каабы) подобен молитве, если не считать того, что во время этого обхода вы разговариваете. Пусть же тот, кто станет разговаривать во время обхода, говорит только о благе» (Ат-Тирмизи; ан-Насаи; аль-Хаким).

3. Омовение желательно (мандуб) совершать периодически, поскольку это постоянно делал Пророк ﷺ. Кроме того, желательно совершить омовение после отказа от совершения грехов и принесения покаяния (тавбу)

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда раб (Аллаха ﷻ), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор) пока не выходит он свободным от грехов» (Муслим).

Передают со слов Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей» (Муслим).

Омовение перед сном

Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «О такой-то, если захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой; ляг на правый бок и скажи: “О Аллах ﷻ, я предался Тебе и повернулся к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (перед Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка ﷺ, которого Ты послал (Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-ка, ва ваджжахту ваджхи иляйка, ва фаввадту амри иляйка ва альджа'ту захри иляйка рагбатан ва рахбатан иляйка. Ля мальджа'а ва ля манджа минка илля иляйка! Аманту бикитабика-л-лязи анзальта ва бинабиййика-л-лязи арсальта)”. И, поистине, если умрёшь ты этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживёшь до утра, то обретёшь благо» (Аль-Бухари; Муслим).

Использованная литература: «Хашияту Тахтави», стр. 91; «Имдадул Фатах», стр. 80; «Фикху Муяссар», стр. 41

Источник: //islam.ru/content/veroeshenie/48619

Молитва на омовение мусульман

Омовение лица молитва

Советуем ознакомиться молитва на омовение мусульман с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».

Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).

Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا

«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).

اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ

«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».

(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».

(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».

(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).

Совершая протирание головы (масху), читают:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».

(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

При мытье каждой из ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».

(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад – Его раб и Посланник.

О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе.

Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой.

И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).

Как делать омовение перед намазом?

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

Виды омовения

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость.

Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще.

Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее.

Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами.

По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, правила ислама поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести.

Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность.

На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач.

Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны.

Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах.

Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы.

Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость – состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других – нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия – гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет.

В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты.

Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало.

Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение.

То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти – волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие.

Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта – омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине – от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос.

Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки.

О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным.

Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила.

Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля.

Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье.

Еще один важный момент – при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

Тахарат – омовение перед молитвой

Тахарат – омовение перед молитвой

Тахарат – определенные ритуальные действия, которые мусульманин обязан совершать перед совершением намаза. Тахарат – это очищение человека от духовной и физической нечистоты: существует внутренний тахарат, достигающийся путем покаяния и праведностью, и внешний тахарат, достигающийся следующими способами:

  • Полное омовение (Гусул): совершается после различного рода осквернений (после родов, после интимной близости, по завершении месячных у женщин), тяжелой болезни, перед пятничным намазом, походом в мечеть, постом.
  • Малое омовение (Вуду) обязательно непосредственно перед совершением намаза. Как и полное омовение, Вуду требует наличия чистой воды, без посторонних примесей и запаха.
  • Омовение песком и камнем
  • Чистка зубов
  • Подмывание после отправления нужды
  • Стирка обуви, чистка одежды

Малое омовение совершается в следующем порядке:

  1. Произнести намерение совершить малое омовение. Для этого произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим!».
  2. Три раза вымыть руки до запястья.
  3. Сполоснуть 3 раза рот.
  4. Сполоснуть нос 3 раза: набрать в нос воды и прочистить его.
  5. 3 раза умыть лицо водой.
  6. От конечностей до локтя, каждый по 3 раза.
  7. Один раз, в направлении ото лба к затылку смочить голову.
  8. Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной.
  9. Ступни ног вымыть до щиколоток 3 раза. Сначала моют правую ногу. А затем левую.

Во время омовения недопустим чрезмерный расход воды, излишнее плескание ею на лицо, но и не рекомендуется ее экономия.

Во время омовения нежелательно разговаривать с посторонними.

Малое омовения может считаться недействительным, если в процессе его совершения (или сразу же после него) последовали выделения крови, гноя, посещался туалет, наступал сон, обморок, рвота, громкий мех или опьянение.

Полное омовение необходимо совершать в следующем порядке:

  1. Вымыть руки и места аурата (места, подлежащие обязательному сокрытию).
  2. Произнести вслух намерение совершить полное омовение.
  3. Выполнить по порядку все действия малого омовения.
  4. Троекратно омыть голову и каждую часть тела.
  5. Вымыть ноги.

Во время проведения гусул важно не отвлекаться и не разговаривать. Вода должна омыть все части тела так, чтобы не оставалось сухого места (пупок, кожа под волосами).

Как вуду, так и гусул обязательны для всех мусульман.

Источник: //xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-na-omovenie-musulman/

Омовение у мусульман: как принимать тахарат, вуду и гусль

Омовение лица молитва

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение – разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения – левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу).

После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал.

В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • выделение нечистот из тела человека в больших количествах (кровь, гной и т.д.);
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение – разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и соблюдать пост. После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

  1. Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

  2. Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

  3. Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

  4. Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

  5. Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

  6. Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

  7. Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

  8. Троекратное обливание левой стороны тела;

  9. Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения.

Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе – намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Какие действия, которые нарушают омовение в исламе- фикх

Омовение лица молитва
“Вуду” в языковом значении

Чистота, красота.

“Вуду” в шариатском значении.

Ритуальное использование воды в определённых частях тела с намерением очищения.

Малое омовение (вуду) бывает обязательным (фард) или желательным (мустахаб):

1. Молитва (салят)

Аллах Всевышний сказал: “О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток…” (Трапеза, 6).

2. Обход вокруг Каабы

Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал женщине, у которой были месячные: “Не совершай обход, пока не очистишься” [Приводится у аль-Бухари].

Аллах Всевышний сказал: “Прикасаются к нему только очищенные…” (Воскресение, 79).

Омовение перед совершением молитвы. Омовение перед обходом вокруг Каабы. Омовение перед тем, как брать в руки Коран. Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Не совершает омовение никто, кроме верующего” [Приводится у Ахмада]

Омовение особенно желательно: перед каждой молитвой; перед поминанием Аллаха и перед мольбой; перед чтением Корана; перед сном; перед полным омовением и т.д.

Омовение перед поминанием Аллаха (зикр). Чтение Корана (без соприкосновения). Омовение перед сном. Омовение после того, как человек нес погребальные носилки.

1. Причина достижения любви Аллаха

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся” (Корова, 222)

2. Отличительной чертой уммы пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является то, что они в Судный день придут сияющими от следов омовения

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран мухаджжалина” (т.е.

отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах) из-за следов омовения (имеется в виду, что эти места будут сиять), так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду (речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом), сделает это” [Хадис согласован].

3. Искупление грехов и дурных поступков

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей” [Приводится у Муслима].

4. поднимание степеней

посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не указать ли мне вам на то, посредством чего Аллах стирает прегрешения и поднимает степени?» Сподвижники сказали: «Укажи, о, посланник Аллаха!» И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Полноценное омовение в тяжелых условиях многочисленность шагов к мечетям, ожидание молитвы после молитвы, это и есть рибат”. [Приводится у Муслима]

1. Иметь твердое намерение в сердце.

2. Сказать “Бисми Ллях” (С именем Аллаха).

3. Омыть кисти рук (три раза).

4. Использовать сиуак (во время полоскания рта).

5. Прополоскать рот и промыть нос (по три раза).

– Тщательное полоскание рта, кроме тех случаев, когда человек соблюдает пост.

– Тщательное промывание носа, кроме тех случаев, когда человек соблюдает пост.

– Разрешается полоскание рта и носа одной пригоршней воды.

– Следует промывать нос, каждый раз втягивая им воду.

6. Омыть лицо (три раза), тщательно прочесывая бороду пальцами.

– Границы омовения лица: от верхней границы лба до нижней части подбородка, и по ширине – от одного уха до другого.

7. Омыть правую руку от кончиков пальцев до локтя (включительно) и также омыть левую руку.

8. Протирание головы: смачивая руки водой и протирая голову от верхней границы лба до затылка, и протирая обратно от затылка до верхней границы лба (один раз).

9. Протирание внутренней части ушей указательными пальцами и протирание внешней части ушей большими пальцами (один раз).

10. Омыть правую ногу вместе с лодыжками (три раза), а потом также левую.

11. Произнесение мольбы после окончания омовения:

“Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху” [Приводится у Муслима]

“Аллахумма-дж’альний мина-ттаууабина, уа-дж’альний мин-аль-мутатаххирин” [Приводится у ат-Тирмизи]

“Субханака-Ллахумма уа бихамдика, уа ашхаду ан ля иляха илля Анта, астагфирука уа атубу илейка” [Приводится у ан-Насаи].

Омыть кисти рук. Полоскание рта. Втянуть воду носом. Промыть нос. Омыть лицо. тщательно прочесывая бороду пальцами. Омыть кисти рук с локтями. Протирание головы. Протирание ушей. Омыть ноги.

1- Чтобы вода была чистой.

2- Чтобы вода была дозволенной (например, не украденной).

3- Удаление того, что препятствует проникновению воды на кожу и ногти, как краска, лак и т.д.

Обязательные действия во время омовения

1- Намерение: в сердце, без произношения вслух (если человек совершил омовение с намерением охладиться и т.д., то это не засчитывается, как ритуальное омовение).

2- Омовение лица.

3- Омовение рук вместе с локтями.

4- Протирание всей головы, в том числе ушей.

5- Омовение ног вместе с лодыжками.

6- Соблюдать последовательность во время омовения.

7- Некоторые имамы (мазхабы) добавляют к вышеперечисленному:

– Соблюдать непрерывность при омовении (не отделяя одно действие от другого без причины настолько, что предыдущая омываемая часть тела успела бы высохнуть).

1- Омыть кисти рук три раза в начале омовения.

2- Использование сиуака.

3- Омовение частей тела по три раза, кроме головы и ушей, которые не следует протирать больше одного раза.

4- Начинать омовение частей тела с правой стороны.

5- Желательно омывать больше, чем это установлено, захватывая не только локти и лодыжки.

6- Следует прочёсывать бороду пальцами, чтобы вода проникала на кожу лица.

7- Следует промывать места, которые расположены между пальцами рук и ног.

8- Растирать омываемые части тела рукой, не ограничиваясь одним попаданием воды.

9- Экономия воды, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине в этой умме будут люди, которые будут преступать границы во время омовения” [Приводится у Абу Дауда]

(т.е. будут излишествовать в использовании воды).

10- Мольба после совершения омовения.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник”, – обязательно откроются восемь врат Рая, и войдет он, через какие пожелает” [Приводится у ат-Тирмизи].

11- Молитва в два раката после омовения.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Простятся прошлые грехи тому, кто совершит омовение, подобное этому моему омовению, а потом совершит молитву в два раката, не разговаривая с самим собой (т.е., не отвлекаясь ни на что постороннее)” [Хадис согласован].

Омывать больше, чем это установлено. Использование сиуака Промывать места, расположенные между пальцами рук

1- Все, что выходит из мочевого канала и заднего прохода, как моча, кал или газы.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах не принимает вашу молитву, после того, как вы справили нужду, до тех пор, пока не совершите омовения” [Приводится у Муслима].

2- Глубокий сон, в котором человек не контролирует свои действия (сюда же относится все то, что похоже на сон, как потеря сознания и полный наркоз).

Глубокий сон.

3- Рвота. Передается от Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, который сказал: “(Однажды, когда) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стошнило и вырвало, ему принесли воду, и он совершил омовение” [ат-Тирмизи].

4- Громкий смех во время молитвы совершеннолетнего, который находится в здравом уме, делает недействительным как омовение, так и молитву.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот из вас, кто громко засмеялся, заново совершит омовение и молитву” [ад-Даракутни].

5- Льющаяся кровь (т.е. в том случае, когда она вышла за пределы раны).

Потому что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, когда у него шла из носа кровь он совершал омовение.

1. Когда верующий встает ото сна и хочет совершить омовение непосредственно из сосуда, то он не должен опускать руки в него, пока не омоет их трижды.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-либо из вас встает ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна” [Хадис согласован].

2. Необходимо, чтобы вода тщательно достигла тех мест, которые обязательны для омовения, особенно это касается мест, которые расположены между пальцами рук и ног, между бородой и ухом.

Также необходимо, чтобы вода тщательно достигла локтей, ступней и пяток.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам, от (мучений) огня” [Приводится у Муслима].

3. Если человек запутался в том, есть ли у него омовение или нет, то он поступает следующим образом:

если он точно уверен в том, что он совершал омовение, но не помнит, нарушал ли он его или нет, то он находится в состоянии омовения; если же он точно уверен, в том, что он нарушал омовение, но не помнит, совершал ли он его или нет, то он не находится в состоянии омовения, и ему следует совершить его заново.

4. Если человек совершил омовение, омывая части тела по одному разу, или по два раза, или одну часть – один раз, другую – два раза, третью – три раза, то его омовение считается действительным.

5. Тот, кто совершил молитву без омовения, по забывчивости, тот переделывает ее, сразу после того, как вспомнит.

6. Когда человека, который совершил омовение, касается что-либо нечистое (наджасат), то он не должен заново совершать омовение, а должен удалить только это нечистое, потому что это не нарушает омовение.

Места, которые находятся между бородой и ухом. Промывать места, расположенные между пальцами ног. Опускать руки в сосуд, после пробуждения ото сна. Пятка.

Омовение и общая гигиена

Научно доказано, что регулярное купание и омовение, которые совершаются в исламском обществе, помогают в борьбе с распространением такой опасной болезни, как трахома, которая считается основной причиной, приводящей к слепоте во многих странах мира.

Около 500 миллионов человек страдает этой болезнью, и если бы люди следовали исламским нормам очищения, которые обязательны для каждого мусульманина, то непременно, с позволения Аллаха, избавились бы от этой болезни [Подробнее смотрите книгу Гаййас аль-Ахмад “Медицина пророка в свете современной науки” (на арабском языке)].

1- Произносить намерение вслух.

2- Расточительно использовать воду.

Расточительная трата воды.

3- Омывать части тела более трех раз во время омовения, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда пришел к нему бедуин, спрашивающий его об омовении он, да благословит его Аллах и приветствует, показал ему омовение, омывая части тела по три раза, а потом сказал: “Вот так совершается омовение, а тот, кто добавляет к этому, тот поступает неправильно, переходит границы и чинит несправедливость” [Приводится у Абу Дауда].

Однако разрешается омывать более трех раз, если после трехкратного омовения часть тела не очистилась (например, на руках были остатки краски и т.д.).

4- Проявлять халатность в совершении омовения. Передается, что один человек совершил омовение и оставил не омытой место на своей ноге, которое было величиной с ноготь, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидев его, сказал: “Вернись и тщательно соверши омовение” [Приводится у Муслима], после чего тот совершил омовение заново, а потом помолился.

– К проявлению халатности в совершении омовения относится:

а) оставлять пятки неумытыми.

б) оставлять локти неумытыми (помешали рукава одежды и т.д.).

в) оставлять неумытыми те места, которые находятся между ушами и бородой.

г) оставлять неумытыми ладони, когда омываются руки.

д) совершать омовение, не смыв пятна от краски на омываемых частях тела.

е) когда женщина совершает омовение, не удалив свою косметику с омываемых частей тела, так как косметика может препятствовать проникновению воды.

ж) когда остаются невымытыми места, которые находятся между пальцами ног.

5- Протирать шею (так как это не относится непосредственно к омовению, а что касается тех случаев, когда шею нужно очистить, то это делается перед совершением омовения или после него).

6- Читать во время совершения омовения такие азкары (слова поминания), которые не имеют основы в Шариате. Например, чтение определенных азкаров во время омовения определенных частей тела и т.д.

Источник: //www.al-feqh.com/ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.