Намаз молитва ханафитский мазхаб

Содержание

Молитва витр: как ее читают в разных мазхабах

Намаз молитва ханафитский мазхаб

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.

), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью.

Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб).

Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.

) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2.

Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма).

Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.

) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах.

Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.).

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.

В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся желательно использовать суру «Аля»:

«Саббихисма Раббикаль-`А`ля. Аль-Лязи Халяка Фасаууаа. Уаль-Лязи Каддара Фахадаа. Уаль-Лязи Ахраджаль-Мар`аа. Фаджа`аляху Гуса`ан Ахуаа. Санукри`ука Фаля Тансаа. Иля Ма Ша`а Аллаху. Иннаху Йа`лямуль-Джахра Уа Ма Йахфаа. Уа нусайирука лил-юсра. Фазаккир Ин Нафа`атиз-Зикраа.

Сайаззаккару Ман Йахшаа. Уа Йатаджаннабухаль-Ашкаа. Аль-Лязи Йаслян-Нараль-Кубраа. Сумма Ля Йамуту Фиха Уа Ля Йахйаа. Кад Афляха Ман Тазаккаа. Уа Закарасма Раббихи Фасалля. Баль Ту`сируналь-Хайаатад-Дунья. Уаль-Ахирату Хайрун Уа Абкаа. Инна Хаза Ляфис-Сухуфиль-Уля.

Суху-фи Ибрахиима Уа Мусаа» (87:1-19)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор.

Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу.

Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз.

Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».

Во втором ракаате советуют в качестве дополнительной читать суру «Кафирун»:

«Куль я Аюхаль-Кафируун. Ля Агъбудума Тагъбудуун. Уаля-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. УаЛя-Ана Габидун Маа-Абадттум. УаЛя-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. Лякум Диннукум Уа Лияд-Диин.» (109:1-6)

Перевод смысла: «Скажи: “О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!”»

В третьем ракаате молящемуся рекомендуется читать суру «Ихлас»:

«Куль-хуАллааху Ахадэ. Аллаахус-Самадэ. Лям йалидэ уа-лям йуулядэ. Уа-лям якулляху куфу ан-Ахадэ.» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему”»

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:

«Аллахумма, ин-наа настагыйнукя уа настагъфирукя уа нугъмину-бикя уа наттауаккялю галяйкя уа нузъни галяйкяль-хайра куллях. Нашкурукя уа ля накъфурукя уа нахънагу лякя уа нахълягу уа натруку ман якъфурук. Аллахумма! Иякя нагъбуду уа лякя нусъалли уа нас-джуду уа иляйкя нас'а уа нахъфид. Нар-джу рахмаатакя уа нахъ-афу газабакяль-джидд. Ин-наа газабакя биль-кяфириина мульхикъ!»

Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе.

Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути.

И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»

Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.

В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамазан.

В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.

В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/namaz-vitr-vzglyad-s-pozitsii-vsekh-4-mazkhabov/

Время молитва москве ханафи мазхаб

Намаз молитва ханафитский мазхаб

Религиозное чтение: время молитва москве ханафи мазхаб в помощь нашим читателям.

Наступает тогда, когда тень от предмета два раза длиннее самого предмета (грубо). Заканчивается после захода солнца. Для уточнения подробностей читайте ниже.

« Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара 2: 238). То есть : “Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (аср) молитву” (Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман 97)

Время намаза Аср намаза

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, когда совершать Аср намаз: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине».

(ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани. По ханафитскому мазхабу, аср-намаз наступает позже, чем по всем остальным.

Длится же время аср-намаз до захода солнца.

Время Аср намаза по ханафитскому мазхабу

Существует три мнения в ханафитском мазхабе о том, когда начинается время для выполнения Аср намаза.

1. По одному мнению, имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что при определении времени Аср намаза необходимо учитывать «файу ззаваль» или как ее еще называют – тень отклонения.

Тень отклонения это минимальную тень предмета, которую предмет отбрасывает, когда солнце находится строго в зените.

В результате, время аср намаза начинается, когда тень от предмета равна сумме двух высот предмета и длины тени отклонения.

Этот способ считается наиболее используемым в Ханафитском мазхабе. И большинство халифов этого мазхаба считают передачу этого способа имама Абу Халифа истинной.

2. Следующее мнение переданное от имама Абу Халифа подтверждается его соратниками имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (да будет доволен ими всеми Аллах), а так же имам Абу Джафар ат-Тахави.

Это мнение опирается на другую версию хадиса по этой теме.

В ней говорится, что ангел Джибриль (мир ему) начал руководить молитвой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как тень предмета стало равной длине этого предмета плюс тень отклонения.

Предпочтительно брать за основу первое мнение, которое гарантирует исполнение аср намаза вовремя.

О необходимости своевременного совершения средней молитвы – Аср

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». (аль-Бухари 552, Муслим 1/435).

Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»” (аль-Бухари 553).

Время, когда после полуденный намаз делать запрещено – макрух

Время, когда солнце становится красным и перестает слепить глаза, приближаясь к горизонту, является порицаемым (макрух) для совершения намаза.

По этой причине, мусульманин не должен откладывать аср-намаз до этого времени без уважительной причины «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

Когда намаз считается сделанным вовремя

Время послеобеденной (аср) молитвы длится до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср». аль-Бухари 579, Муслим 608. То есть под земным поклоном молитвы имеется в виду первый полноценный рак’ат намаза Аср

О запрете откладывания Аср намаза на позднее время без причины

Беспричинное откладывание выполнения Аср намаза до конца его времени считается качеством лицемера.

Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: « что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: “Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?” Они сказали: “Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!” Тогда Анас сказал: “Совершите аср!” После того, как они совершили молитву, он сказал им: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»” (Муслим 622).

Къады ‘Ийядразъяснил это так: «В словах «Это молитва лицемера» – порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!” См. “Шарх Муслим” 2/589.

Время намаза Аср для мест, где трудно определить время по солнцу

Если мусульманин проживает в стране, где не возможно определять время намаза по солнцу. Потому что дни бывают не пропорционально большими или маленькими или же идет полярный день или ночь. В таких случаях, мусульманин должен пользоваться расписанием молитв по мекканскому времени или ориентироваться на заход и восход солнца в близлежащей стране. Второй способ предпочтительнее.

Время намаза в г. Москва

Приветствуем, друзья! На данной странице вы можете найти точное время намаза в г. Москва на сегодня и на любой другой период — день, неделя, месяц и даже год.

Правильный намаз нужно читать в правильное время, и наши данные достоверны, что обеспечивается несколькими реализованными методами вычисления, которые можно выбрать из выпадающего списка: «Shia Ithna-Ashari», «University of Islamic Sciences, Karachi», «Islamic Society of North America (ISNA)», «Muslim World League (MWL)», «Umm al-Qura, Makkah», «Egyptian General Authority of Survey», «Institute of Geophysics, University of Tehran». Касательно времени для намазов, стоит принять во внимание, что на наблюдение восхода и захода солнца влияет высота положения наблюдателя, а так же наличие «препятствий» на горизонте, таких как горы или дома. Например, в небоскрёбе Бурдж-Халифа, восход на первом и на последнем этаже можно наблюдать с разницей в 2-3 минуты. Поэтому если у вас есть возможность наблюдать восход и заход солнца самостоятельно, то для составления расписания намазов нужно полагаться на свои наблюдения.

Расписание намаза на сегодня (18 декабря 2017)

Если вы хотите узнать когда время намаза в вашем городе, вы можете выбрать его из списка ниже либо задать точные координаты вашего местоположения. Также, в настройках можно выбрать любую дату, часовой пояс и подходящий метод вычисления времени молитв.

Время намаза на любой период (расписание для г. Москва )

В таблице представлены: время утренней молитвы Фаджр, часы которой наиболее близко совпадают с началом навигационных сумерек, полуденной молитвы Зухр, послеполуденной Аср, вечерней молитвы Магриб, а так же время ночной молитвы Иша. В соответствующих полях вы можете выбрать временной диапазон для составления расписания намаза.

Краткие сведения о г. Москва

Москва – столица России и один из крупнейших городов в мире. Москва – это самое сердце России, где находятся наиболее примечательные исторические памятки великого государства. В первую очередь, все туристы отправляются на Красную Площадь – место, где история пересекается с настоящим временем.

Здесь можно увидеть и памятники историческим деятелям, некрополь и Храм Василия Блаженного. Самая древняя памятка московской архитектуры это Архангельский собор, построенный еще в 14-м веке. Здание не переживало серьезных реконструкций, поэтому сохранило свой средневековый дух.

Обязательным к посещению в Москве является Большой театр, поскольку с момента его открытия сложилась традиция приглашать сюда гостей города. Москва также может похвастать самой крупной в Европе Соборной мечетью. Здесь во время намаза можно встретить множество туристов и местных жителей.

Вечером, после экскурсий по историческим местам можно приятно провести время в одном из многочисленных парков, например, в парке Горького.

время намаза в москве ханафи

В разделе Религия, Вера на вопрос вопрос мусульманам. 1. Скажите, пожалуйста, фразы для намерений по каждому намазу заданный автором Галия Хасьянова лучший ответ это Не ссылки, а видео обучение.

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/vremya-molitva-moskve-hanafi-mazhab/

Намаз-таравих по ханафитскому мазхабу

Намаз молитва ханафитский мазхаб

Намазы-таравих (совершаемые после ночного намаза в месяце рамадан) являются суннатун-муаккадом, т. е. теми, на которые было особо указано. Эти намазы совершал и Пророк ﷺ, поэтому они являются желательными и для женщин, и для мужчин. Эти намазы называют таравихами, потому что после каждого намаза (двух ракаатов) останавливаются для отдыха.

Порядок совершения намаза-таравих

Общее количество ракаатов намаза-таравих равно 20, т.е. совершают 10 намазов по два ракаата. При этом по завершению каждых четырёх ракаатов делают передышку с чтением определённых молитв. По окончании совершения этих намазов исполняют намаз-витру.

Время таравиха наступает после ночного намаза, до совершения намаза-витру, т. е. его можно совершить до утра, но ценнее совершить в первой половине ночи. Витру тоже можно совершить раньше таравиха, но ценнее совершить после, т. к. намаз-витру является последней молитвой ночи.

Таравих можно совершить и индивидуально, и в коллективе (джамаатом) в мечети — последнее ценнее. В намазе желательно прочитать Коран, однако следует это сделать так, чтобы  для присутствующих это не было утомительно. Желательно также, чтобы при этом присутствовало как можно большее число людей.

Молитва (тасбих), читаемая после каждого четвёртого ракаата в намазе-таравих:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلـْكِ وَالْمَلَكـُوت، سُبْحَانَ ذِي الْعِزّةِ وَالْعَظَمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْريَاءِ وَالْجَبَرُوت، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَوْجُودِ، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَعْبُود، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَنَامُ وَ لاَ يَمُوت، سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّنَا وَرَبُّ الْمَلآءِكـَةِ وَالرُّوح، لآ إلهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ  نَسْأَلُكَ الْجَنَّة َ وَنَعُوذ ُ بِكَ مِن َ النّـَار

Субхана зиль-мульки валь-малакут, субхана зиль-'иззати  валь-'азамати валь-къудрати  валь-кибрияи валь-джабарут.

Субханаль маликиль мауджуди,  субханаль маликиль ма'буди, субханаль маликиль хаййи ллязи ля йанаму ва ля йамут, Суббухун къуддусун раббуна ва раббуль маляикати варрух, Ля иляhа илля ллаhу настагъфиру ллаhа насалукаль джанната ва на'узу  бика минан нар. 

Салават, читаемый после двух ракаатов в намазе-таравих:

اللَّهُمّ َ صَلِّ عَـلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد وَعَـلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّد بـِعَـدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَدَوَاءٍ وَ بَارِكْ وَسَلِّمْ عَـلَيْهِ وَعَلَيْهـِمْ كَثِيرًا

Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля али саййидина Мухаммад би’адади кулли даин ва даваин ва барик ва саллим ‘аляйhи ва ‘аляйhим касира.

Молитва Кунут, читаемая в намазе-витр

Намаз-витру в обычное время совершается индивидуально, но в месяце рамадан в намазах-таравих его совершают в коллективе. В этом намазе читается Кунут. «Кунут» по-арабски означает мольба (дуа). Тот, кто не знает Кунут, может читать и другое дуа.

Порядок чтения Кунута

В третьем ракаате намаза-витру, после чтения суры «Аль-Фатиха», до совершения поясного поклона (руку') поднимаются руки на уровень ушей, затем произносят «Аллаhу акбар» и держат их, как и при намазе. После этого читают следующее дуа:

اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَنَسْتَهْدِيكَ وَنُؤْمِنُ بـِكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ نَشْكُرُكَ وَلا نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ الْجِدَّ بـِالْكُفَارِ مُلْحِق وَصَلَّ اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبـِهِ وَسَلِّم

Аллаhумма инна наста'инука ва настагъфирука ва настаhдика. Ва натубу иляйка ва ну’мину бика ва натаваккалу ‘аляйка ва нусни ‘аляйкаль хайра куллаhу. Нашкурука ва ля накфурука ва нахъля’у ва натруку маййяфджурука.

Аллаhумма иййака на’буду ва ляка нусалли ва насджуду ва иляйка нас’a ва нахфиду нарджу рахматака ва нахша ‘aзабака инна ‘азабакаль джидда биль куффари мульхикъ ва салля ллаhу ‘аля саййидина Мухаммадин ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллим.

Если опоздавший на начало совершения коллективного намаза-витру (совершаемого после намазов-таравих) вступит в молитву после того, как прочтут Кунут и опустится на поясной поклон, то этот ракаат ему засчитывается.

Если в молитве забыли прочесть Кунут до совершения поясного поклона, то в конце намаза необходимо (ваджиб) совершить дополнительно земные поклоны (суджду-сахв).

После свершения поясного поклона (руку') молитву Кунут читать не нужно, если прочитают, то поясной поклон вновь не совершают, а совершают суджду-сахв.

Мольба (дуа), возносимая после намаза-таравих:

يَا حَنَّانُ يَا مَنَّانُ يَا دَيَّانُ يَا بُرْهَانُ يَا ذَا الْفـَضـْلِ وَاْلإحْسَانِ نَرْجُو الْعَفْوَ وَالْغُفْرَانَ وَاجْعَلْنَا مِنْ عُتَقَاءِ شَهْرِ رَمَضَانَ بِحُرْمَةِ الْقُرْآنِ

Йа ханнану йа маннану йа дййану йа бурhану йа заль фадли валь ихсан, 

Нарджуль ‘афва валь гъуфрана ва дж’альна мин 'утакъаи шаhри рамадан бирахматиль-къуран.

Закят уль фитр – закят в Рамадан

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43715

Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права

Намаз молитва ханафитский мазхаб

Мазхабом в исламе называют школу шариатского права.

В первые века после возникновения этой очень распространенной ныне религии появилось множество почитаемых ученых-богословов, занимавшихся жизнеописанием пророка Мухаммеда и его учеников.

На основе их трудов в последующем было создано огромное количество школ практического применения Корана и Сунны. До наших времен сохранились, конечно же, не все они.

На данный момент в мусульманском мире существует четыре основных мазхаба. Приверженцы ислама считают, что эти учения — и есть достоверная Сунна и правильная проекция Корана на современную повседневную практику. Самым распространенным в мире при этом является ханафитский мазхаб. Последователями этого учения является большинство мусульман.

Основатель

Назван этот самый распространенный в исламе мазхаб именем Азама Абу Ханифа. Именно этот почитаемый мусульманами всего мира аскетичный и набожный имам и был его основателем.

Родился Азабм Абу Ханиф в эпоху сахабов в Куфе. Этот город в те времена был одним из важнейших образовательных, культурных и религиозных центров Халифата.

Семья имама была родом из Ирана и занималась торговлей шелком.

С малых лет Азам Абу Ханиф начал проявлять интерес к различным религиозным и философским учениям, существовавшим тогда в Куфе. Повзрослев, он решил полностью отойти от торговли шелком и всецело посвятить себя науке.

В первое время Азам Абу Ханиф принимал активнейшее участие в разного рода религиозно-философских диспутах между хариджитами, мутазилитами и представителями других групп. В последующем он заинтересовался мусульманским правом (фикх).

Первым делом он начал тщательно изучать хадисы Пророка Мухаммеда и аяты (стихи) Корана. При этом Азам Абу Ханиф задался целью вывести из священных писаний и систематизировать правовые предписания, дав им одновременно научное обоснование.

Изучением фикха этот мусульманский философ занимался долго – около 28 лет. Наставниками его по исламскому праву в разные времена были такие почитаемые мусульманами богословы, как Амр ибн Джумахи, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хишам ибн Урва и т. д.

Ханафитский мазхаб: отличие от других школ

Распространенность этой школы в мусульманском мире объясняется прежде всего ее гибкостью. Помимо этого популяризации ханафитского мазхаба способствовала и детальная проработка вопросов, касающихся шариата. На настоящий момент это самое подробное религиозно-правовое учение в мусульманском мире.

Помимо самого Абу Ханифа основателями ханафитского мазхаба считаются его последователи Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Этим трем почитаемым философам-богословам удалось создать наиболее умозрительную школу, следующую путем не только собственно религиозных, но и чисто рациональных заключений.

Если собрать воедино все книги ханафитского мазхаба, то их окажется больше чем у трех других вместе взятых. Подавляющим большинством мусульман этой школы в качестве доктринальной основы веры принят матуридизм. Это философское исламское течение сформировалось в XIII в и получило распространение во времена Османского господства.

Основной отличительной особенностью матуридизма является то, что его последователям в вопросах «о Бытии Божьем» разрешено опираться не только на откровения, но и на собственный разум, конечно же, не впадая при этом в крайности. Что касается свободы воли, то в этом плане отчасти признаются догматы джабритов.

Последние считают, что все людские дела сотворены не ими, а Богом. Однако при этом, в отличие от полностью отрицающих свободу выбора человека джабритов, приверженцы ханфитского мазхаба признают тот факт, что претворяет Аллах в жизнь только то, что изначально исходит от самого человека.

Проще говоря, по убеждениям матуридитов, свои поступки люди совершают сами, но исключительно при помощи Божьей силы.

Основные источники права

Опираются представители такой школы, как ханафитский мазхаб, в своих убеждениях исключительно на Сунны и Коран. Помимо этого, правовые предписания Абу Ханифы основаны на таких источниках, как:

  • Кыяс. То есть суждение по аналогии. Такая методика применяется в исламе в случае необходимости внесения ясности при отсутствии в Откровении прямых указаний на способы решения той или иной проблемы. В этом случае обращают внимание на имеющиеся в Коране аналогии.

  • Иджама — единство мнений философов-богословов прошлого и настоящего.

  • Орф — использование в качестве аргумента традиционно распространенных в исламе мнений при отсутствии точных указаний в Откровении.

  • Истихсан. Применяется в том случае, если кыяс вступает в противоречие с иджамой и орфом. Если суждение по аналогии является не целесообразным правовое предписание может быть вынесено с отказом от доводов кыяса.

Также ясность в разного рода аспекты шариата в этой школе может вноситься на основании высказываний учеников Пророка Мухаммеда.

Намаз по ханафитскому мазхабу: условия

Первым предписанием шариата (столпом ислама) является произнесение формулы единобожья и признание миссии пророка Мухаммеда, вторым — намаз.

Порядок совершения молитв в исламе сложился в виде подражания позам и движениям самого пророка Мухаммеда. То, каким именно образом он совершал намаз, запомнили его ученики и первые мусульмане.

Впоследствии они передали правила моления другим последователям ислама.

Совершают намаз представители такой древней школы, как ханафитский мазхаб, с соблюдением шести условий:

  • омовение;

  • прикрытие тела (у мужчин — от пупка до колен, у женщин — всего, кроме лица, стоп и кистей);

  • обращение к Кибле (стоять нужно лицом к Каабе);

  • своевременность совершения моления;

  • намерение совершить намаз не формально, а именно ради Аллаха;

  • начало моления со слов «Аллаху акбар».

Отличие от намаза других школ

Согласно предписаниям проводить обряд обращения к Богу в исламе положено пять раз в день. В принципе, сам намаз совершается примерно так же, как и в других школах. Но есть и некоторые отличия.

Так, к примеру, в ханафитской школе запрещается объединять те намазы, которые должны проводиться в разное время суток, во время дождя или в пути. Из этого правила существует лишь несколько исключений.

Во время Хаджа ханафиты в некоторых случаях намазы все же объединяют.

Особенности утренних молений

Первый из пяти намазов мужчины приверженцы этой школы проводят тогда, когда становится достаточно светло для того, чтобы различать окружающие вещи. Эта практика была когда-то принята, по всей видимости, с целью собирать большее количество людей в мечети. Женщины проводят утренний намаз обычно в темноте.

Мазхаб в России

В нашей стране мусульмане в большинстве своем относятся к самой распространенной в исламе группе суннитов. Таковыми, к примеру, являются башкиры, татары, кабрадинцы, черкесы и некоторые другие народы. Согласно исследованиям ученых, сунниты ханафитского мазхаба появились в России практически сразу же после исламского свидетельства.

Помимо ханафитов, в нашей стране есть только практикующие шафииты. В основном это выходцы с Кавказа, поселившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Таким образом, ханафитский и шафиитский мазхаб — единственные в России школы шариатского права.

Источник: http://fb.ru/article/251775/hanafitskiy-mazhab-osnovatel-veroubejdenie-istochniki-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.