Молитва в творчестве русских поэтов
Жанр молитвы и ее модификации в русской поэзии начала 20 века
PAGE 2
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»2015-2016 учебный год |
Кафедра литературы и журналистикиВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАпо дисциплине «История русской литературы»Тема: Жанр молитвы и ее модификации в русской поэзии начала 20 века |
Выполнила студенткафилологического факультетаспециальности«Русский язык и литература»заочной формы обученияНаучный руководительпрофессор кафедры литературы и журналистики, кандидат филологических наук, профессор Петропавловск-Камчатский 2015 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
[1] ОГЛАВЛЕНИЕ[2] ВВЕДЕНИЕ[3] 1. ЖАНР МОЛИТВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[3.1] 1.1 Жанр молитвы и его место в литературе[3.2] 1.2. Стихотворная молитва, как особый поэтический жанр[4] 2. МОЛИТВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. АХМАТОВОЙ[4.1] 2. 1. «Эпитафическая» лирика Анны Ахматовой и ее жанровое своеобразие[5] 3.2 Канцоны творчестве поэта Н. С. Гумилева[6] Канцона (или кансона) (букв. песня) – форма средневековой поэзии, лирическое любовное стихотворение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. Первоначально это была куртуазная песня, т.е. придворная, рыцарская поэзия, читаемая нараспев в средневековой Франции, переродившаяся затем в салонную поэзию. Канцона – наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. Строфа канцоны, состоящая из двух кратких частей одинакового строения (восходящих) и одной более длинной, отличной по строению (нисходящей), пришла, вероятно, из народной хороводной песни. Строфы канцоны сменяют друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм. Как все произведения трубадуров, почти каждая канцона имеет свою, сугубо индивидуальную схему рифмовки. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd», или «abcaccdd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны («abcdefg»), но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. В творчестве Гумилева идея религиозно-мистического паломничества, в основе которого – акт подвига любви, уступает место идее обретения себя в некоей “сверхситуации”, предполагающей в первую очередь проверку героя на такие качества, как мужество и отвага: военные походы, покорение новых территорий, открытие неведомых земель, поединок и т. п. Почти все перечисленные типы ситуаций проживаются поэтом и в жизни, причем значительную их часть (поездки в экспедиции, участие в дуэлях) он инициирует сам. В плане культурной типологии такое упорное тяготение к экстремальной обстановке можно соотнести с устойчивым мотивным комплексом рыцарских романов, герои которых постоянно должны поддерживать свой статус и не давать ни малейшего повода заподозрить себя в трусости, что и является внутренним побудительным мотивом их странствований по миру в поисках опасностей и приключений. Естественно, что религиозная, политическая и т. п. подоплека военных действий, столь значимая в эпоху Крестовых походов, вытесняется философией войны как самореализации[32]. В таком контексте речь может идти, разумеется, только о мужчине, хотя в стихотворении “Поединок” появляется образ девы-воина, побеждающей героя на поле боя. Здесь, однако, серьезно переосмысляются два традиционных лирических сюжета: дама оказывается не поводом для поединка, а выступает его непосредственным и равноправным участником, – и серьезно деформируется образ поединка между мужчиной и женщиной как распространенная метафора любви.[7] [8] Библиографический список |
ВВЕДЕНИЕ
Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами Божиими; блаженное исчезание перед воссоздавшим и всеисполняющим творцом; живая вода души; молитва – вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
“Доказывать, что Анна Ахматова была христианским поэтом, не приходится. Слишком явна христианская тональность ее поэзии, слишком отчетливы свидетельства о ней или ее собственные, хотя редкие, высказывания.
Напомню кратко известное “утешительное” письмо Пастернака 1940 года, в котором он называет ее “истинной христианкой” У нее, и в этом ее исключительность, не было эволюции в религиозных взглядах.
Она не стала христианкой, она ею неизменно была всю жизнь”[1, с.243-244].
Религиозные мотивы в стихах Ахматовой имеют определенную культурно-историческую и идеологическую основу.
_______________________
1. Струве Н. Бог Анны Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С. 243-244Данная основа состоит из соответствующих реалий: библейско-евангельские цитаты и реминисценции, имена, упоминаемые даты, святыни создают особую атмосферу в ее творчестве.
Наряду со стихами, в чем-то близкими к молитве и пророческому обличению, встречаются произведения совершенно иного плана. Их можно счесть проявлениями “простой бытовой религиозности”[2, с.120], а иногда и невольного кощунства.
Так, крест для ахматовской героини – не только знак “сораспятия” Христу, но и “золотой нательный крестик”, которым можно расплатиться с цыганкой за гадание о женихе (“У самого моря”), “залог любви” (“Черная вилась дорога…”), памятный сувенир о бывшем возлюбленном (“Когда в мрачнейшей из столиц…”) и даже как бы некий амулет, приносящий удачу в страстной любви (“Побег”).
В стихах такого плана налицо некий комплекс культурологии, мифологизма, кощунства и тонкого соблазна, в той или иной степени присущий самой атмосфере “серебряного века”.
В них мы находим множество предчувствий, примет, снов и гаданий, отождествление земного возлюбленного с женихом, ожидающим венчания, почти молитвенные обращения к Музе, как известно, все же демоническому существу (хотя это, конечно, условность, поэтическое иносказание).
Есть и прямо нехристианское отношение к действительности, особенно в связи с темой смерти. Для человека, сознающего себя христианином, невозможно молить Бога о смерти, “томясь в неволе”, а тем более утешать себя мыслями о самоубийстве.
_________________________
2.. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика Стилистика. Л., 1977. С. 120
Но героиня даже просит на это благословения: “И я стану – Христос помоги! – / На покров этот, светлый и ломкий”[3, с.54], Заметим также, что в ранних стихотворениях слово “рай” применимо обычно к другим: это путь другого; свое чаще – ад: любовь, смерть, посмертные муки: вообще вся своя “жизнь – проклятый ад!” (“Белой ночью”, 1911, с. 37).
Безусловно, религиозность Ахматовой была и поэтической, поэтизирующей, преображающей мир. Религия расширяла сферу красоты, включая и красоту чувства, и красоту святости, и красоту церковного благолепия.С годами поэзия Ахматовой становится в духовном плане более уравновешенной и строгой, усиление гражданского звучания сопровождается углублением изначально присущего ей христианского мироощущения, мыслью о сознательно избранном жертвенном пути.
Но самые сокровенные чувства почти зашифрованы, утаены от профанного взгляда; часто, чтобы проследить до конца мысль поэта, необходимо уловить особую роль той или иной интонации, слова, цитаты.
О сдержанном целомудрии творчества Ахматовой писал В. М. Жирмунский: “Она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешней жизни и о предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение.
_____________________
3. Ахматова А. Соч.: В 2 т. Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. М., 1990. Т. 1. С. 54
То особенное душевное содержание, которое вложено в слова”[4, с.116]. Действительно, у Ахматовой почти нет чисто религиозных стихотворений, она редко говорит о предметах веры напрямую.
“Церковные имена и предметы никогда не служат ей главными темами; она лишь мимоходом упоминает о них, но они так пропитали ее духовную жизнь, что при их посредстве она лирически выражает самые разнообразные чувства”, – отмечал К. И. Чуковский[5, с.181],
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=89046
Молитва в русской поэзии
Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.
Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:
- пейзажная
- любовная
- философская
- молитвенная.
В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.
Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы.
Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю.
Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.
Молитва в творчестве А. С. Пушкина
Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога.
Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа.
В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.
Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина.
Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие.Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.
А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.
Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.
Замечание 1
Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.
В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.
В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.
Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.
Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.
Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова
Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы.
В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много.
Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску.Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.
В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:
- В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
- Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
- В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.
Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/molitva_v_russkoy_poezii/
Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ
Молитвы Русских поэтов. Именно так называется только что выпущенная московским издательством «Вече» к тысячелетию русской поэзии более чем тысячестраничная Антология, издание которой осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Свыше четырехсот пятидесяти авторов включил в Антологию ее составитель В.И.Калугин.
«Стихи — это молитвы» — в этой дневниковой записи Александра Блока, датированной 1902 годом, выражена одна из основных черт русской поэзии, начиная с первых молитвословий митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского –трех поэтов-иноков, причисленных к лику святых. Молитвы как поэтический жанр существуют в русской поэзии уже десять столетий. Молитвенные шедевры Ломоносова и Державина, Пушкина и Лермонтова, Алексея Толстого и К.Р. (Константина Романова) –высшее воплощение вековых традиций.
В Антологии впервые представлена новохристианская поэзия ХХ века. Через круги гулаговского ада прошли новохристианские поэты Даниил Андреев, Лев Карсавин, Александр Солодовников, Наталья Ануфриева…
Широко представлены в книге молитвы выдающихся поэтов Серебряного века и Русского зарубежья –Блока, Брюсова, Есенина, Мережковского, Гиппиус, Сологуба, Пастернака, Елагина, Терапиано — это именно новохристианская поэзия, которой суждено было возродиться в конце ХХ века и стать одним из самых ярких поэтических явлений начала нового тысячелетия.
Из авторов, живущих в Белоруссии, чести быть включенными в столь престижное издание удостоились всего двое — Анатолий Аврутин и Татьяна Дашкевич. С чем мы их от всего сердца и поздравляем. Несколько лет назад ушел из жизни еще один русский поэт, немало лет проживший на белорусской земле — Николай Шипилов, супруг Татьяны Дашкевич. Его стихи также представлены в книге.
Заметим, что настоящее издание Антологиии является уже вторым, расширенным и дополненным. В первым же, увидевшем свет несколько лет назад, были представлены Вениамин Блаженный (Блаженных) и Михаил Шелехов, имена которых на сей раз почему-то выпали из числа авторов…
Обращает на себя внимание тот факт, что все упомянутые авторы из Белоруссии входят в число поэтов, включенных и в вывешенную на сайте «Западная Русь» Антологию западнорусской поэзии, что еще раз подтверждает правильность нашего выбора.
Напоминаем, что 22 апреля в 18.30. (Дворце искусств; ул. Козлова, 3) состоится концерт духовной поэзии и авторской песни «В ожидании Светлого дня» в котором примут участие и поэты, чьи произведения вошли в сборник «Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ».
От всей души поздравляя Анатолия Аврутина и Татьяну Дашкевич, представляем Вашему вниманию их стихотворения из Антологии «Молитвы русских поэтов».
МОЛИТВА
Охрани меня, Боже, когда от Тебя вдалеке,
Не могу перейти я холодную, быструю реку,
И вселенская скорбь все стекает по впалой щеке,
Вымывая из душ то, что Богом дано человеку.
Охрани меня, Боже, от жизни по чьим-то часам,
От фальшивых молитв охрани меня, праведный Боже.
Я часы и молитвы доверчивым людям отдам
За гуденье травы и нескорое смертное ложе.
Охрани меня, Боже!.. Потом я тебя охраню
От носящих змею вместо сердца под черной сутаной,
Твоим именем, Боже, безвинных предавших огню
И поровших старух под галденье толпы полупьяной.
Охрани меня, Боже, от искуса и нищеты,
Ты меня создавал как подобье свое… По дорогам
Поброди Человеком, в песке оставляя следы,
И позволь мне себя хоть мгновенье почувствовать Богом.
***
Бледное солнце– наследие августа,
Женщины в серых платках без прикрас.
Я же молю: «Упаси их, пожалуйста,
Благослови же их, Яблочный Спас!»
Пусть, как их бабушки, бродят с авоськами,
Пусть пунцовеют, коль им — о любви,
Пусть величаются Маньками, Фроськами…
Спасе!.. Пожалуйста, благослови!
Яблоки сложат в кошелочки белые,
Смотришь — кошелки уже и полны.
Спелые груди, как яблоки спелые,
Только во взглядах — вина без вины.
И выступают походкою кроткою
К Храму, на час отойдя от печи.
Ходят такою же кроткой походкою
Белые ангелы в черной ночи.
Только у ангелов жизнь — не мучение,
Им ли, средь ужаса и суеты,
Стирку заканчивать по возвращении
И все стоять и стоять у плиты?
После — в осколок зеркальный украдкою
Глянуть, поняв, что бег времени — лют.
Сладкие яблоки… Время несладкое…
Русские женщины к Храму идут.
В неделю жен-мироносиц
Жизнь мне усладил, Христе,
Не забуду утро это.
Пусто в Храме. На кресте
Альфа и Омега света.
Пели мы вчера: «Воскрес!»,
В животе внимал малютка,
А сегодня — снова крест,
Мне и радостно, и жутко.
Скоро женщины пришли,
Все с цветочными дарами.
На коленях, как могли,
Убирали пол во Храме.
Коврики да рушники…
Человек здесь тихий, бедный.
Потихоньку бедняки
Собираются к обедне.
Потихоньку рассвело.
Говорят:
–Христос воскресе!
И не верится,что зло
Есть на свете, Тихий Свете.
Сердце радостью свело,
Что легло к нему, не знаю.
Может, ангела крыло,
Или пяточка родная.
Покров
Я устала… Может, я пропала.
Только Бог меня и уберег.
Но, скажите, разве это мало,
Если рядом — вездесущий Бог?
Если рядом с грешницей такою
Кто-то ясно вымолвит без слов:
–Дай, дитя, тебя платком покрою…
И тихонько развернет Покров
Уважаемые посетители! На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.
Источник: https://zapadrus.su/ruslit/uslitnew/743-molitvy-russkikh-poetov-khkh-khkhi.html