Молитва святого иоанна лествичника

Содержание

Икона Иоанна Лествичника

Молитва святого иоанна лествичника

Православная икона, известная на весь мир, занимает почетное место среди всех прочих святынь. Перед иконой преподобного Иоанна православные люди молятся об избавлении от жизненных трудностей и страданий и получают Божественную помощь.

Великий святой находится в почтении и уважении у каждого истинно верующего. Христианский богослов посвятил всю свою мирскую жизнь служению Господу, ни разу не уклонившись от своей праведной веры, тем самым заслужив доверие и непрестанное преклонение православных людей перед его святой иконой.

История иконы

Преподобный Иоанн является автором знаменитой книги «Лествица», известной во всем мире, где собраны высокодуховные сочинения. Этот сборник нередко сравнивают даже со Священным Писанием. Являясь автором столь прекрасных высказываний, праведник занимает одно из самых почетных мест среди всех святых мучеников, а его иконы обладают невероятной силой, способной творить настоящие чудеса.

Известность богослов обрел не только написанием «Скрижалий Духовных», но и праведной жизнью в монастыре, где он верой и правдой служил Господу Богу. В наши дни святыни, написанные в честь Иоанна Лествичника, пользуются огромной славой. Христиане приезжают со всего света, чтобы прикоснуться к божественному образу и произнести молитвы перед чудотворной иконой.

Где находится икона

Трудно посчитать все храмы, в которых хранится святыня. Наиболее известные и почитаемые образы можно найти:

  • В Московском храме Иоанна Лествичника, который расположен на территории Донского Монастыря;
  • В Государственном Русском Музее Санкт-Петербурга;
  • В Троице-Сергиевой лавре, находящейся в Сергиевом Посаде.

Описание иконы

Иконы в честь великого православного философа известны своим разнообразием в написании, имея совершенно разные стили изображения. Наиболее знаменитый образ пророка заключает в себе поясное изображение Иоанна.

Икона написана просто, не броско, исключая все лишнее: чудотворец одет в повседневное одеяние монаха, с его шеи ниспускается небольшой крест, расположенный на уровне груди. Богослов держит в левой руке Священное Писание, показывая людям, что лишь в нем заключена истина.

Пальцы другой руки мученика сложены в жесте благословения, показывая всем верующим, что сам Господь наделил его божественным даром и чудотворной силой, чтобы помогать христианам.

О чем молятся перед чудотворным образом Иоанна

Величайший праведник Иоанн помогает молящимся не сбиться с истинного пути, не позволяет опустить руки, дарит силу и уверенность в себе.

Христиане из разных уголков земли произносят сердечные слова молитвы, непрестанно прося у чудотворца поддержки в трудных жизненных ситуациях. Нередко к его божественной святыне обращаются люди, потерявшие всякую надежду на лучшее. Праведный Иоанн исцеляет людские души, не дает предаться унынию и отступиться от праведной веры.

День празднования

День, когда верующие воздают особое почтение иконе великого праведника, с еще большим усердием молясь перед святыней, приходится на 18 марта, как и день памяти самого мученика.

Каждый год 18 марта христиане посещают храм, где проводится особая служба в честь православного духовного философа, заслужившего любовь и доверие людей своей непоколебимой верой и преданностью Богу.

Молитва перед иконой

Мольбы перед святыней пророка не требуют длинных речей. Достаточно попросить чудотворца о самом главном, преклоняя колени перед его божественным образом. Молитва может звучать так:

«О, великий мученик Господень! Прошу, не оставь слова молитвы моей неуслышанными.

Обрати свой взор на меня, окажи поддержку в трудные минуты жизни, не дай пасть на колени от бессилия и сойти с пути, ведущего к Вратам Господа, к истинной вере.

Укажи верную дорогу, защити от несчастий и излечи душу мою грешную от горести и печали. Да пребудет сила во мне! Восхвалять Тебя, о божественный пророк, я никогда не перестану. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

При земной жизни праведник всегда отличался особой сердечностью и добротой к ближним своим. Он никогда не оставлял без помощи нуждающихся. Его сила и чудодейственные способности очень велики. Возносите свои молитвы искренне, благодарите святейшего пророка за все хорошее, что имеете в своей жизни.

Только когда вы полностью откроете свое сердце Господу, покаявшись в своих греховных поступках, мыслях и словах, святой проповедник обязательно поможет вам обрести истинное счастье, наделив силой и теплым светом, ведущим к настоящей счастливой и радостной жизни.

Успехов во всем, и не забывайте нажимать на кнопки и

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам …

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Источник: //dailyhoro.ru/article/ikona-ioanna-lestvichnika/

Житие святого преподобного Иоанна Лествичника

Молитва святого иоанна лествичника

Для человека мирского, монашество — нечто загадочное и пугающее. Не каждый человек может отказаться от практически всех земных благ ради спасения. Если быть точным, то спасаться можно и в миру, имея при этом семью, хорошую работу, друзей. Но самым верным и сложным путем был и остается монашество.

Жизненный путь

На Святой Руси великие аскеты уединялись в лесах и пещерах, брали обет молчания и столпничества. Самомнение или гордость может погубить многолетние труды монаха в одно мгновение ока.

Тем не менее, многие смогли справиться с искушениями и получить жизнь вечную.

И все это благодаря Господу и Его монашествующим подвижникам, таким как преподобный Иоанн Лествичник, чье творение «Лествица» напутствует всех христиан к истинной духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник

О ранней жизни этого подвижника известно немного. Иоанн родился в семье благочестивых христиан Ксенофонта и Марии в период между 525-595 годами.

 В шестом веке гонения на христиан прекратились, что позволило серьезному не по годам юноше после светского образования податься в Синайский монастырь, для изучения духовных основ христианства. Наставником для шестнадцатилетнего подростка стал авва Мартирий.

Уже через четыре года Иоанн принимает монашество на святой горе. Он верно нес послушания при авве Мартирие.

Жизнеописания других святых:

После его смерти Иоанн берет обет молчания и удаляется в безлюдное место. В посте и постоянной молитве святой проводит более сорока лет.

Исполнял все указания по уставу, вел духовную жизнь умеренно. На сон уделял совсем немного времени, чтобы его разум не помутился от постоянного бодрствования. Написание различных книг на тему духовной жизни стало для него отрадой во времена уныния. Благодаря своей скромной жизни, к нему приходили люди и братия монастыря. Монахи решили избрать Иоанна игуменом монастыря.

Сбылись пророчества отцов, которые предрекали Иоанну игуменство еще в его ранней молодости. Все последующие четыре года преподобный ревностно нес послушание игумена монастыря.

Написание «Лествицы»

Зная об огромном духовном опыте святого, братия попросила его написать руководство для монашеской жизни. Эта работа получила название «Лествица». Сам же автор объяснил, что название это отображает суть руководства: «Ведь книга эта — лестница, по которой все желающие могут подняться к вратам небесным».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Всего в ней насчитывается тридцать ступеней, что ознаменует собой тридцать лет Господня совершеннолетия.

Важно! Примечательно, что книга эта годится и для простых мирян. Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский советовали эту книгу, как лучшее пособие по спасению своей души.

Окончание земного пути

К концу своей земной жизни Иоанн получил дар чудотворения. Перед смертью он передал игуменство епископу Георгию, а сам удалился в безлюдное место для молитвы.

Ещё интересные статьи о православии:

По преданию, Иоанн Лествичник отошел ко Господу 30 марта 606 года в возрасте 80 лет. Частицы мощей святого хранятся в различных греческих монастырях:

  • монастыре Кехровуниу (остров Тинос);
  • монастыре Богородицы (остров Самос);
  • монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос).

Интересно! Следующий игумен, понимая свое бессилие в управлении монастырем, просил святого Иоанна, чтобы тот забрал его с собой. Иоанн пообещал, что будет просить об этом Бога. Через десять месяцев ставленник Иоанна мирно отошел ко Господу.

Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля, а также в четвертое воскресенье Великого поста.

Чудеса и помощь Иоанна Лествичника

Самым известным чудом является спасение во сне его ученика, инока Моисея. Молодой послушник должен был наносить земли в сад, но в самую знойную пору дня он прилег и заснул под каменным утесом.

Святой Иоанн Лествичник в это время тоже отдыхал в кельи после молитвенного подвига. Во сне к Иоанну обратился почтенный муж и начал стыдить его, будто он спит, а его ученик находится в опасности.

Преподобный проснулся и стал усиленно молиться о своем ученике.

Икона преподобного Иоанна Лествичника

Когда инок Моисей вернулся с послушания, то рассказал, что во сне он услышал, как Иоанн звал его. Пробудившись от сна, инок ушел из-под каменного утеса. В это время большой обломок угодил в то место, где вот только отдыхал молодой послушник. Так по молитве святого юноша остался цел.

и значение «Лествицы»

Данное руководство к монашеской жизни состоит из 30 глав.

Сама цифра ознаменует 30 лет земной жизни Христа. В первых четырех главах он описывает борьбу с суетой мира сего. Последующие три главы указывают на скорби при духовной борьбе. В иных десяти главах указывается путь по борьбе с пороками.

Следующие 9 глав указывают на преграды, которые могут встретиться любому монаху на пути аскетической жизни. Еще 3 главы описывают душевный мир человека. Последняя же глава об утверждении трех основных добродетелей: веры, надежды и любви.

Важно! В самой книге христианин может узнать, каким же способом человек может ответить на призыв Господа.

Здесь есть его напутствия и монахам.

Иоанн указывает, что принятие монашеской жизни может осуществляться по трем причинам: любви к Богу, осознании своей греховности или ради унаследования жизни вечной.

Если человек приходит в монастырь ради своего тщеславия, то такой путь не принесет плода, а только вгоняет человека в геенну огненную.

Святой утверждал, что отшельничеству и безмолвию должна предваряться жизнью в монашеской общине.

Житие святого Иоанна Лествичника

Июн 11, 2019 17:25Администратор

Источник: //molitva-info.ru/svyatye/zhitie-ioanna-lestvichnika.html

Преподобный Иоа́нн Лествичник, Синайский, игумен

Молитва святого иоанна лествичника

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Припев: Преподо́бне о́тче на́ш Иоа́нне, моли́ Бо́га о на́с.

Во све́т невеще́ственный и у́мный от се́тования веще́ственных восте́к, Иоа́нне преподо́бне, моли́твами твои́ми, су́щими ко Го́споду, просвети́ мя.

Я́ко воздержа́ния сла́дость сса́в, отри́нул еси́ го́ресть страсте́й, те́мже па́че ме́да и со́та услажда́еши, о́тче, чу́вства на́ша.

Возше́д на высоту́ доброде́телей и долере́вностныя поплева́в сла́сти, сла́дость яви́лся еси́ спасе́ния, преподо́бне о́тче, па́стве твое́й.

Богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во О́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ моея́ лю́тую уврачу́й я́зву и се́рдца боле́знь укроти́.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Попали́л еси́ у́глем поще́ния, преподо́бне, страсте́й те́рние и гре́еши мона́шествующих состоя́ния.

Ми́ро освяще́ния, от по́стнических, преподо́бне, арома́т ве́сь сложи́лся еси́ в воню́ благоуха́ния Бо́жия.

В зако́нех обуче́ния поуча́яся, стра́сти погрузи́л еси́, я́коже ины́я ны́не фараони́ты, тече́нием сле́з твои́х.

Богоро́дичен: Уста́ви мое́ нестоя́нное помысло́в, Чи́стая, смуще́ние, Ма́ти Бо́жия, к Сы́ну Твоему́ направля́ющи движе́ние.

Конда́к, гла́с 1

Плоды́ присноцвету́щия, от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре, услажда́еши сердца́, си́м с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне: ле́ствица бо е́сть, ду́ши возводя́щая от земли́ к небе́сней и пребыва́ющей сла́ве ве́рою чту́щих тя́.

Седа́лен, гла́с 8

Виде́нием и дея́нием преесте́ственне просия́в, облиста́еши уче́ньми, зако́ны на́м положи́л еси́ богому́дрыя, блаже́нне, доброде́телей добро́ты степе́ни поста́вль и зло́бы ле́сти показа́в и ловле́ния.

Отону́дуже возво́диши твои́м после́дующия боже́ственным уче́нием от страсте́й к безстра́стию, Иоа́нне равноа́нгельне, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко Де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии: о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и, я́ко младе́нца, дои́ши Зижди́теля и Го́спода.

Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е Рождество́ Твое́, и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти, покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца и Па́стыря и Изба́вителя, А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние, ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Я́ко цве́тник благово́ннейший и доброде́телей ра́й одушевле́нный, воздержа́ние процве́л еси́, и́мже вся́ пита́еши, чту́щия тя́.

Законоположи́теля обуче́ния и мона́хов пра́вило кротча́йшее, я́ко Моисе́я тя́ и Дави́да, и́стинно стяжа́вше, о́тче, ублажа́ем.

Насажде́н на вода́х воздержа́ния, яви́лся еси́, блаже́нне, розга́, о́тче, благоцве́тнейшая, благоче́стия гро́зды произнося́щая.

Богоро́дичен: Под ле́том бы́вша, от Отца́ безле́тно возсия́вша, Богома́ти, на́м родила́ еси́, Его́же моли́ спасти́ пою́щия Тя́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Погаси́в вся́ стра́сти росо́ю подвиго́в твои́х, о́тче блаже́нне, оби́льно вже́г огне́м любве́ и ве́ры воздержа́ния свети́льник, и просвеще́ние безстра́стия, и дне́ сы́н бы́л еси́.

Ве́ры гро́зд боже́ственным земледе́ланием твои́м, о́тче, воспита́л еси́, и в точи́ла вложи́л еси́, и изгне́л еси́ труды́ обуче́ния, и, ча́шу испо́лнив духо́вную воздержа́ния, весели́ши сердца́ па́ствы твоея́.

Претерпе́в до́блественно прило́ги и я́звы неви́димых враго́в, яви́лся еси́ сто́лп терпе́ния, утвержда́я па́ству твою́ па́лицею боже́ственною на па́житех воздержа́ния и на воде́ воспитова́я, блаже́нне.

Богоро́дичен: Ре́чем Твои́х усте́н, Всечи́стая, после́дующе, Тя́ ублажа́ем: с Тобо́ю бо вои́стинну вели́чия сотвори́вый Госпо́дь возвели́чи Тя́, и и́стинную Бо́жию Ма́терь рожде́йся из чре́ва Твоего́ показа́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

Собра́л еси́ в души́ Боже́ственное бога́тство Ду́ха — непоро́чную моли́тву, чистоту́, че́стность, бде́ние всегда́шнее, воздержа́ния труды́, и́миже до́м позна́лся еси́ Бо́жий.

Вещества́ до́льняго, прему́дре, прете́кл еси́ ху́дость, невеще́ственною же моли́твою у́м впери́в, и вы́шняго упокое́ния яви́лся еси́ насле́дник соверше́нством жития́.

По́тами по́стническими у́глие стре́л вра́жиих угаси́л еси́ вои́стинну и, о́гнь ве́ры вже́г, попали́л еси́ неве́рия ересе́й шата́ния.

Богоро́дичен: Возсия́ от Сио́на вы́шняго благоле́пие предложе́нием пло́ти по соедине́нию неизрече́нному, из Тебе́, Неискусобра́чная, обложе́нное, и ми́р просвети́.

Конда́к, гла́с 4

На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя́ положи́, я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́, наста́вниче Иоа́нне, о́тче на́ш.

И́кос:

До́м Бо́жий я́ко вои́стинну тебе́ сама́го соде́лал еси́, о́тче, боже́ственными твои́ми доброде́тельми я́ве украси́в, я́ко зла́то све́тлое, ве́ру, наде́жду и любо́вь и́стинную, Боже́ственныя зако́ны излага́я, воздержа́нием обучи́вся, я́ко безпло́тен, ра́зум, му́жество, целому́дрие стяжа́в, смире́ние, и́мже возвы́сился еси́. Те́мже и, просвети́вся моли́твами непреста́нными, виде́нии та́йными впери́лся еси́ и небе́сныя прия́л еси́ селе́ния, наста́вниче Иоа́нне, о́тче на́ш.

Пе́снь 7

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

На зла́це вы́шняго Ца́рствия ста́до, о́тче, воспита́л еси́ и, жезло́м догма́тов зве́ри отгна́в ересе́й, воспе́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

В го́рний вше́л еси́ неве́стнический черто́г Ца́рства Христо́ва, оде́ждею облече́н, досто́йною зва́вшаго, в не́мже и возле́гл еси́, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Невла́жная грехми́ река́ яви́лся еси́ воздержа́ния, о́тче, по́мыслы потопля́я и скве́рну очища́я вопию́щих ве́рою: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Из чре́ва Твоего́ про́йде воплоти́выйся, Де́во, все́х Госпо́дь. Те́мже Тя́, Богоро́дицу, му́дрствующе правосла́вно, Сы́ну Твоему́ зове́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Сто́лп тя́ одушевле́нный я́ко вои́стинну и о́браз воздержа́ния, о́тче, стяжа́вше, вси́ твою́ па́мять почита́ем, Иоа́нне.

Мно́жество ра́дуется мона́хов, и лику́ет преподо́бных собо́р и пра́ведных, вене́ц бо досто́йно с си́ми прия́л еси́.

Укра́шен доброде́тельми, в неве́стник неизрече́нныя сла́вы возше́л еси́, пе́снь воспева́я Христу́ во ве́ки.

Богоро́дичен: По́мощи я́же от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.

Вра́ч боля́щих в прегреше́ниих от Бо́га, блаже́нне, губи́тель же яви́лся еси́ и прогони́тель лука́вых духо́в, те́мже тя́ ублажа́ем.

Зе́млю, я́коже тли́ жили́ще, оста́вил еси́, о́тче, и в земли́ всели́лся еси́ кро́тких, и с ни́ми весели́шися, боже́ственныя наслажда́яся сла́дости.

Дне́сь де́нь пра́зднственный вся́ бо созыва́ет мона́шествующих стада́ в ли́к духо́вный, трапе́зу и сне́дь нетле́нныя жи́зни.

Богоро́дичен: В Тебе́ всели́вся, Всенепоро́чная, пре́жде родонача́льники злонра́внаго прельсти́вшаго человекоуби́йцу низложи́вый роди́ся и вся́ ны́ спасе́.

Свети́лен

Ми́ра пристра́стия, я́ко от скве́рны уклони́лся еси́ и, а́лчбою пло́ть увяди́в, обнови́л еси́ души́ кре́пость, преподо́бне, и сла́вою обогати́лся еси́ небе́сною, приснопа́мятне. Те́мже не преста́й моля́ся о на́с, Иоа́нне.

Богоро́дичен: Госпо́дственно Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, Влады́чице, Тобо́ю спа́сшиися, и́бо Бо́га неизрече́нно родила́ еси́, разо́ршаго Кресто́м сме́рть, к Себе́ же привле́кшаго преподо́бных собо́ры, с ни́миже Тя́ восхваля́ем, Де́во.

Источник: //azbyka.ru/days/sv-ioann-lestvichnik

Икона Иоанн Лествичник

Молитва святого иоанна лествичника

На 4-й неделе Великого поста почитают особенного святого, иконы с изображением, которого нечасто встретишь в православных храмах мира. Это Иоанн Лествичник. Синайский монах, 40 лет проведший в отшельничестве и оставивший в конце жизни великий духовный труд в виде книги «Лествица Рая», навсегда вошел в церковную историю, а его образ занял особенное место в иконописи.

Дни памяти:

  • 12 апреля
  • четвертое воскресенье Великого поста

В середине VI века в Синайский монастырь (в настоящее время Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте) пришел 16-летний юноша по имени Иоанн. Решив посвятить себя служению Господу, он стал послушником, а спустя четыре года принял монашеский постриг.

Ведомый духовными исканиями, через 19 лет он удалился в пустынное место, где провел в отшельничестве сорок лет в молитве и за написанием книг. Под конец жизни его, глубокого старика, разыскали монахи Синайского монастыря и уговорили вернуться в обитель в качестве игумена.

На четыре года Иоанн возглавил монастырь и написал по просьбе братии духовный труд, который назвал «Лествица рая». Этот итог монашеского пути, изложенный простым и понятным языком, стал на долгие времена одной из важнейших книг для иноков.

Шло время, и «Лествица», переписываемая монахами, все больше и больше дополнялась иллюстрациями, которые в итоге перекочевали в иконопись. Так появилась совершенно уникальная икона «Лествица Иоанна Лествичника».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Существует несколько вариантов этой иконы, самый знаменитый из которых хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове.

На ней изображена ведущая в рай к Иисусу Христу лестница, по которой поднимаются монахи, одолеваемые бесами. Это емкое, аллегорическое изображение борьбы воли человека со страстями на пути к добродетели.

Ступени лестницы символизируют, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

В книге «Лествица» каждая из ступеней означает определенные этапы самосовершенствования для верующих, включающие в себя борьбу с мирской суетой, с пороками, преодоление преград в аскетической жизни

Последние ступени лестницы особенно важны: после побед над искушениями настает пора освоения добродетелей, три из которых самые главные – это вера, надежда и любовь. Без них не войти в Царство Божие. Количество ступеней лестницы – тридцать –тоже неслучайно.

Цифра отсылает нас к тридцати годам самосовершенствования Иисуса Христа, предшествовавшим началу его служения человечеству. На иконе «Лествица Иоанна Лествичника» мы видим, как испытания ждут человека на каждой ступени пути.

Кто-то падает с лестницы в самом начале, кто-то сбивается с нравственного пути в середине, а кто-то сдается почти у самого верха. Примечательно, что ангелы изображены в стороне, они застыли в молитве и не вмешиваются в ход событий.

  Тем самым иконописец показывает зрителю, что борьба с бесами (страстями, искушениями) в руках самого человека, зависит от его воли. На самой вершине лестницы изображен сам Иоанн, протягивающий свиток со своим сочинением Иисусу Христу. Он прошел этот путь.

Существует несколько вариантов иконы «Лествица». В версиях русских иконописцев, как правило, больше подробностей. К примеру, часто изображаются рай со святыми, храм.

Вместе с «Лествицей» появлялись и отдельные иконы с ликом самого Иоанна Лествичника.

Как правило, святой изображался в монашеском облачении с куколем на голове и свитком или книгой в руках. Иногда Иоанн Лествичник был представлен на иконе не один, а в окружении других святых —  Георгия и Власия.

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге.

На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия.

Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: //omolitvah.ru/ikony/ikona-lestvitsa/

Житие Иоанна Лествичника и его труды + почитание, чудесные деяния и помощь святого, молитва перед иконой преподобного

Молитва святого иоанна лествичника

О рождении и жизни в миру преподобного Иоанна данных мало. Датой его рождения считают 570 г. Родители – святые Ксенофонт и Мария. Их память установлена Святой Церковью 26 января. Шестнадцатилетним юношей Иоанн пришел в монастырь на Синае. Там его наставником стал отец Мартирий.

Спустя 4 года после прибытия в обитель, преподобного Иоанна постригли в иноки. На постриге присутствовал Авва Стратигий. Тогда он предсказал, что Иоанн будет великим светильником Православной Церкви.

О жизни в миру преподобного Иоанна Лествичника известно немного

Уединенная жизнь

19 лет преподобный Иоанн был в послушании у своего наставника. После кончины отца Мартирия он отправился в долину Фона у подножия горы Синай.

Здесь святой наложил на себя безмолвие, бдение и строгий пост. Он непрестанно молился, а спал лишь столько, сколько нужно немощному телу человека для того, чтобы сохранять здравый ум.

При этом преподобный Иоанн трудился и физически, обрабатывал землю, выращивал овощи.

Сохранились свидетельства, что безмолвие и отшельничество Иоанна Лествичника продолжалось 40 лет. Преподобный пламенел ревностью и благодатным духовным огнем. Он не менял места подвижничества, боролся со страстями с Божией помощью, держал в памяти грядущий Страшный Суд. У святого отца был ученик Моисей, который взял благословение на пребывание со святым Иоанном у старцев.

Игуменство

Еще за много лет до того, как преподобный стал наставником иноков, его игуменство было открыто Господом через старцев. Анастасий Великий назвал его Синайским игуменом, хотя до этого события было очень далеко. Подвижник Иоанн Савваит, подвизавшийся в пустыне Гуда, омыл ноги преподобного Иоанна, как если бы того уже поставили игуменом.

По истечении 40 лет подвижнической жизни в пустыне, святой, переступая через свои замыслы, стал игуменом обители и горы Синай, видя в этом Волю Божию. В прежние времена обитель, находившаяся там, звалась Неопалимой Купиной. В дальнейшем там построили обитель святой Екатерины.

Игумен Иоанн отличался кротостью и смирением, но это не могло скрыть его духовного величия, которое отмечала и признавала братия. Преподобного сравнивали с ветхозаветным пророком Моисеем. Отмечалось, что первому Моисею была закрыта земля обетованная, а второй – достиг Небесного Иерусалима.

Православная Церковь почитает Иоанна Лествичника как великого подвижника

«Житие Иоанна Лествичника»

В этом видеосюжете представлены основные факты из биографии святого угодника.

и значение «Лествицы»

Книга «Лествица» подходит для монахов и мирян. Святые отцы Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский называли этот труд лучшим пособием в деле спасения собственной души.

Труд содержит 30 глав. Краткое содержание:

  • 1–4 глава: описание борьбы с мирской суетой;
  • 5–7 глава: указание скорбей во время духовной борьбы;
  • 8–17 глава: путь борьбы со страстями;
  • 18–26 глава: отмечаются преграды, возникающие перед любым монахом на пути аскеты;
  • 27–29 глава: описание душевного мира;
  • 30 глава: утверждает 3 главные добродетели: веру, надежду и любовь.

Напутствуя монашествующих, преподобный отмечал 3 причины, по которым можно принимать монашеский постриг:

  • любовь к Господу;
  • осознание собственной греховности;
  • желание спасения и унаследования вечной жизни.

Если прийти в обитель по тщеславию, то этот путь приведет к геенне огненной. Прежде чем приступать к отшельничеству или безмолвию, нужно пожить жизнью монаха в обители.

Этот труд считают некой лестницей, по которой человек постепенно восходит к Горнему Иерусалиму, отсекая страсти, непрерывно находясь в трудах и борьбе за свою бессмертную душу. Цель «Лествицы» – указать людям, что для достижения вечной жизни нужно прилагать усилия, проявлять самоотверженность, приступать к подвигам.

Книга «Лествица» подходит для монахов и мирян

Подвижнические уроки

До наших дней сохранились наставления в подвижничестве преподобного Иоанна. В частности, они помещены во II томе книги «Добротолюбие».

Это ценный руководитель желающим спасения, позволяющий держаться спасительного пути, не уклоняясь в тщеславие и иные опасные для души страсти.

Каждый монах и мирянин должен открывать своему духовному отцу, что он читает и какое действие на него оказывает прочитанное. Самочинное чтение поучений и попытки самостоятельного спасения без духовного руководства опасны.

Чудеса и помощь святого

Широко известное чудо спасения ученика преподобного отца – Моисея. Однажды по послушанию Моисей трудился на земле, но, утрудившись от работы и зноя, заснул. В то же время дремал его наставник.

И святому отцу было явлено видение, в котором Благолепный Муж упрекает его в отдыхе, в то время как его ученику грозит беда. Воспрянув ото сна, святой Иоанн сразу вознес молитвы ко Господу.

Вернувшийся с работы Моисей рассказал, как его чуть не раздавила большая каменная глыба, но он успел увернуться от нее из-за того, что ему послышался зов наставника.

Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси

Память святого совершается 12 апреля по новому стилю и в четвертую неделю Великого Поста.

На Руси освящено много храмов в честь великого подвижника Божия, в которых хранятся его иконы:

  • Соборная площадь в г. Москва;
  • Кирилло-Белозерская обитель;
  • Иоанно-Богословская Савво-Крыпецкая обитель, Псковская обл.

Соборная площадь в МосквеКирилло-Белозерский монастырьИоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Акафист преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Преподобный Иоанн Лествичник личным примером, непрестанными трудами, смирением и кротостью явил людям путь, ведущий в жизнь вечную.

Кроме укрепляющего верующих жизнеописания подвижника сохранились его труды, признанными святыми отцами ценными в деле спасения.

Основная мысль наставления святого в необходимости прилагать усилия и работать над собой, борясь со страстями и пороками, что повторяет слово Спаси.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //MoiMolitvy.ru/zhitie/ioanna-lestvichnika-2343/

Биография Иоанна Лествичника

Праведник Иоанн родился в 570 года в семье Ксенофонта и Марии. В возрасте 16 лет пришел в Синайскую обитель, где наставником стал духовный отец Мартирий. Через 4 года подвижнических трудов принял монашество.

На протяжении 20 лет инок находился в послушании у наставника, а когда он скончался, то ушел в пустынную местность. Здесь он провел сорок лет. Сопровождали его жизнь:

  • пост и безмолвие;
  • слезы и молитвы.

В своем труде он говорил, что слеза смывает всю нечисть. О силе его праведных молитв свидетельствует событие, произошедшее с его учеником.

По наставлению Иоанна ученик Моисей носил землю в сад. Когда он устал, то присел под утесом и уснул. Праведный Иоанн прилег и задремал, но его разбудил старец и сказал, что Моисею угрожает опасность.

Тогда наставник стал читать молитву. Когда ученик вернулся, духовный учитель спросил, случилось ли с ним что плохое. Он рассказал, что во время сна его звал голос наставника.

Моисей быстро поднялся и пошел, а за спиной свалилась высокая глыба на то место, где он спал.

Образ жизни Иоанна состоял из умеренного поста и нормального сна. Он не проводил все ночи напролет в усиленном бдении, чтобы держать ум в ясности. По его мнению, смирение – основное качество для Бога, Господь даровал ему мудрость и силу чудотворения.

Иоанн обладал проницательным умом и с любовью учил тех, кто обращался к нему. Но завистники твердили о его многословии, которое свидетельствует о гордыне. Тогда праведник дал обет безмолвия, чтобы не давать причин для осуждения. Эти люди позже поняли свою ошибку, так как лишились духовной пищи и бесед с ним.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: //t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Обязательно к прочтению:  Собор Костромских святых

Слава о его святости дошла до далеких мест от пещеры, где уединялся Иоанн. К нему шли с надеждой получить слова утешения и надежду на спасение. После 40 лет подвижнических трудов, преподобного избрали игуменом Синайского монастыря. Иоанн Лествичник 4 года руководил обителью.

Лествица

Раифский игумен обратился к нему с просьбой составить наставления для духовного совершенства, Преподобный отличался скромностью, такое предложение его смутило. Но долг заставил начать творение. Книга «Лествица» Иоанна Лествичника – это рекомендации по:

  • очищению грехов;
  • избавлению от пороков;
  • восстановлению единства с Господом.

Руководство изначально писалось для монахов. Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие руководствовались книгой для наставлений.

Одна из тем «Лествицы»­– это искоренение гордыни. Цитаты Иоанна Лествичника говорят о том, что не следует кичиться каждой добродетелью. Говорить о посте – это тщеславие, скрывать то же самое. Кто возносит себя умом, образованием и другими качествами никогда не достигнет высших даров. Господь усмиряет тщеславных, посылая им бесчестие.

Святой лик Иоанна

Смысл его духовного творения раскрыт в одной из икон, которая хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. На ней представлена дорога в рай в виде лестницы, по которой поднимаются иноки, внизу противостоят бесы. Ступеньки на иконе — лествица Иоанна Лествичника, символизируют постепенное достижение духовного совершенства.

Храм в честь святого

В России – это самый почитаемый святой и образ лестницы запечатлен в храме Иоанна Лествичника в Москве. Церковь вместе с колокольней Ивана Великого входит в состав архитектурного ансамбля Московского кремля. Строение представляет памятник древнего зодчества, а колокольня – символ Лествицы, восхождения на небеса.

В день почитания святого принято читать молитвы Иоанну Лествичнику, которые помогают укрепить веру в Господа.

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Храни Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  Чем помогает икона святой Максим Грек

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Иоанне:

Источник: //ikona-i-molitva.info/ikona-ioanna-lestvichnika/

Учение об умном делании преп. Иоанна Лествичника

Молитва святого иоанна лествичника

Игумен Марк (Лозинский)

Из книги «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)»

Первое место между всеми способами обучения умному деланию, по заключению святителя Игнатия, принадлежит способу великого наставника иночествующих святого Иоанна Лествичника.

В слове о молитве святой Иоанн пишет: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в слова молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится – опять введи ее. Свойственна уму несостоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все.

Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет определяющий в тебе границы морю твоему, и скажет ему (“морю”) при молитве твоей: “До сего дойдеши, и не прейдеши” (Иов. 38, 11). Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему.

Начало молитвы – помыслы, отгоняемые молитвою при самом их начале; средина – когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец – восхищение ума к Богу» [1].

В слове о послушании преп. Иоанн пишет: «Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников непарительной молитвы. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе» [2].

В этих словах святого Иоанна Лествичника заключается необходимый и удобный способ внимательной молитвы. Этот способ необходим для всех христиан: мирян и иноков, чтобы молитва их имела силу, ибо молитва, неодушевленная вниманием, не приносит молящемуся плодов.

Великий учитель молитвы, говоря об этом способе в слове «о послушании», с очевидностью показывает, что этот способ необходим для новоначальных иноков; этот же способ, но более пространно, он повторяет в учении «о молитве» для преуспевших иноков (после наставления для безмолвников) и этим свидетельствует, что способ этот необходим и для безмолвников, и для преуспевших иноков. «…Величайшее достоинство этого (способа) заключается в том, что он при всей удовлетворительности своей вполне безопасен» [3], – пишет святитель Игнатий.

При таком образе молитвы не может быть и речи о прелести, лишь увлечение в рассеянность, столь свойственное всем новоначальным, колеблет молитву. Возвращение мысли в слова молитвы и заключение ее в словах молитвы – вот необходимый путь правильной молитвы.

При внимательной молитве сердце молящегося не может не принять участия в ней. По словам преп. Марка: «Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце» [4].

Постоянное упражнение в молитве по способу святого Иоанна Лествичника приводит к тому, что устная молитва перейдет постепенно в умную и сердечную и привлечет к молящемуся Божественную благодать.

Специально о молитве, совершаемой умом в сердце, святой Иоанн Лествичник в своей «Лествице», возводящей монаха от земли на небо, говорит так прикровенно, что лишь опытно знакомый с учением святых отцов святитель Игнатий мог понять смысл его учения.

Изложив просто и доступно учение о молитве, возводящее своего исполнителя в благодатное состояние, святой весьма прикровенно написал о том, что совершается по осенении молитвенного подвига благодатью.

«Иное – обращаться часто к сердцу, а иное – быть по уму епископом сердца, князем и архиереем, приносящим Христу словесные жертвы» [5], – пишет святой Иоанн.

Святитель Игнатий так понимает эти слова: «Иное – молиться со вниманием, при участии сердца; иное – нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественной.

Второе происходит от первого… сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом: наконец, при внимании, усвоившемся в молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения…» [6].

Зная, что стремление ко второму (соединению ума с сердцем) прежде достижения первого (внимательной молитвы при сочувствии сердца) может принести величайший вред для инока, преподобный Иоанн в книге, которая предназначена для общего назидания монахов, не оставил подробного учения о сердечной молитве. В те времена много было живых сосудов благодати – опытных старцев, которые всегда могли объяснить тем, кто достиг этой меры, особенности этой молитвы. Для легкомысленных и любопытных это молитвенное таинство оставалось закрытым, и они даже нигде не могли прочитать о нем.

Среди раифских монахов, для которых была написана «Лествица», умное делание процветало под руководством опытных духовных наставников. Святитель Игнатий видел указание на это в прикровенных и «приточных» словах Лествичника в «Слове к пастырю».

«Прежде всего, о честный отец, – пишет преподобный Иоанн, – потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых, которым вознамерились показать Христа, Почивающего на их таинственной и сокровенной трапезе, в особенности доколе они находятся в преддверии у этого входа, и когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход, мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны: то необходимо нам поднять их на рамена и возносить на раменах, доколе они не пройдут дверь сего поистине тесного входа; ибо тут обыкновенно бывает давление и теснота. Почему и сказал некто об этой тесноте: “Сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие” (Пс. 72, 17), – и труд простирается только до вшествия» [7].

Примечания:

[1] Соч., т. 2. С. 262 и «Лествица», Слово 28, гл. 17, 19

[2] Там же и «Лествица», Слово 4

[3] Там же

[4] Там же

[5] Там же. С. 263 и «Лествица», Слово 28, гл. 51

[6] Там же

[7] Там же и «Лествица», Слово к пастырю, гл. 14

Текст приводится по изданию: Игумен Марк (Лозинский).
Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам
святителя Игнатия (Брянчанинова).
М.: Благо, 2003. С. 245–248.

Источник: //halkidon2006.orthodoxy.ru

     Скачать книгу  «Лествица» в формате
для чтения электронных книг можно здесь:

SBN:978-5-89101-179-3

Издательство Даниловский благовестник, 2013                          

2 Апреля 2014

Источник: //monasterium.ru/publikatsii/stati/822-uchenie-ob-umnom-delanii-prep-ioanna-lestvichnika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.