Молитва обязанности мусульман

Содержание

5 обязанностей мусульман по отношению друг к другу

Молитва обязанности мусульман

Имеется множество обязанностей, которые должны соблюдать мусульмане по отношению друг к другу. Но Посланник Аллаха ﷺ выделил из них пять обязанностей, о которых говорится в следующем хадисе:

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха, ﷺ сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, участвовать в его похоронах, принимать приглашение и желать блага чихнувшему». (Бухари, Муслим)

В другой версии (риваяте) этого хадиса, которую приводит Имам Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь».

1. Отвечать на приветствие

Отвечать на приветствие мусульманина является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, когда приветствуют его одного. А когда приветствуют несколько человек или большую группу людей, это будет коллективной обязанностью для всех. Если ответит один из них, то со всех остальных снимается обязанность, но во всяком случае желательно, чтобы все ответили.

Желательно, чтобы обращающийся со словами приветствия первым говорил: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» – «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», — употребляя слитное местоимение во множественном числе, даже если тот, кого приветствуют, будет один. В ответ же следует сказать: «И вам мир, и милость Аллаха и Его благословения» – «Ва ‘аляй-кум ас-саляму, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», — используя соединительный союз «ва» в словах «Ва ‘аляй-кум…».

От Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ – صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ، فَرَدَّ عَلَيْهِ ثُمَّ جَلَسَ، فَقَالَ النبيُّ – صلى الله عليه وسلم: «عَشْرٌ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «عِشْرُونَ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ الله وَبَركَاتُهُ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «ثَلاثُونَ»

«Один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Мир вам» — «Ас-саляму ‘аляй-кум». Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Десять». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам и милость Аллаха», — «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи».

Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Двадцать». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!» — «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху». Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Тридцать».

(Абу Дауд, Тирмизи)

Фраза «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является благим деянием, а за каждое благое деяние Всевышний Аллах пообещал награждать верующих в десятикратном размере.

Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати благих деяний.

Соответственно, такое же вознаграждение запишется и тому человеку, который отвечает всеми этими тремя благопожеланиями.

2. Навещать больного

Мнения учёных на счет этого разделились. Некоторые считают это обязательным, а некоторые – желательным. Большинство же учёных (дждумхур) считают его в основе желательным, а в некоторых случаях он может стать и обязательным.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ عادَ مَرِيضاً لَمْ يحضُر أجلهُ، فَقالَ عندهُ سَبْعَ مراتٍ: أسالُ اللَّهَ العَظِيمَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ أنْ يَشْفِيكَ، إلاَّ عافاهُ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعالى مِن ذلِك المَرَضِ

«Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого престола исцелить тебя «Ас’алю-Ллаха-ль-‘Азыма, Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, ан яшфийа-кя», Аллах обязательно исцелит его от этого недуга». (Абу Давуд, Тирмизи)

3. Участвовать в его похоронах

Похоронить мусульманина, если у него нет оставленных для этого средств, является коллективной обязанностью всех мусульман, имеющих возможность для этого. А просто участие в его похоронах является настоятельной Сунной (муаккада). Участие в похоронах брата-мусульманина и в совершении джаназа-намаза является также важным деянием, за которое человек получает очень много воздаяния.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«مَنْ شَهِدَ الْجَنَازَةَ حَتَّى يُصَلِّيَ فَلَهُ قِيرَاطٌ، وَمَنْ شَهِدَ حَتَّى تُدْفَنَ كَانَ لَهُ قِيرَاطَانِ » . قِيلَ : وَمَا الْقِيرَاطَانِ ؟ قَالَ :«مِثْلُ الْجَبَلَيْنِ الْعَظِيمَيْنِ»

«Тот, кто участвовал в похоронной процессии и совершил заупокойную молитву (джаназа-намаз), получит награду, равную «кирату», а тот, кто участвовал в похоронной процессии до завершения погребения, получит награду, равную двум киратам». Его спросили, что такое два «кирата». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это вознаграждение, подобное двум огромным горам». (Бухари, Муслим)

4. Принимать приглашение от него

Имеется в виду приглашение на свадебный пир и тому подобные торжества, которые проводятся в соответствии с Шариатом. То есть если мусульманин приглашает на свадьбу, то принять такое приглашение является индивидуальной обязанностью каждого.

А что касается приглашений на другие подобные мероприятия, то принятие их является настоятельной Сунной (муаккада) для мусульман.

Но обязанность или желательность принятия приглашения на такие мероприятия может отпадать, если там совершается что-либо несоответствующее Шариату.

Передается от Ибрахима ибн Адхама (да будет доволен им Аллах), что как-то раз его пригласили на свадебный пир.

Когда он пришёл туда, люди упомянули одного человека, который не пришёл к ним, и стали отзываться о нём как о неприятном человеке.

Услышав это, Ибрахим сказал: «Я сам виноват в том, что явился туда, где хулят людей», после чего покинул этот пир и ничего не ел в течение трёх дней. (Ар-Рисаля Аль-Кушайрийя, 1/805)

5. Желать блага чихнувшему

То есть сказать: «Да помилует тебя Аллах!» (Йархаму-кя- Ллаху), если чихнувший скажет: «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи).

Благопожелание чихнувшему, то есть произнесение слов «Йархаму-кя-Ллах» является настоятельной Сунной и относится к категории желательных и соответствующих сунне действий. Эти слова достаточно произнести кому-нибудь из присутствующих, но будет лучше, если это скажет каждый.

И такое благопожелание желательно говорить, если чихнувший скажет: «Аль-хамду ли-Ллахи». Следовательно, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует, по меньшей мере, произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним.

Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается:

عَطَسَ رجلانِ عند النبيّ صلى الله عليه وسلم، فشمّت أحدهُما ولم يشمتِ الآخر، فقال الذي لم يشمتهُ: عَطَسَ فلانٌ فشمتهُ، وعطستُ فلم تشمّتني؛ فقال: هَذَا حمدَ اللَّهَ تَعالى، وَإنَّكَ لَمْ تحمدِ اللَّهَ تَعالى

«Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал.

Тот, кому он этого не сказал, спросил: «Почему, услышав, как чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах», а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал». (Бухари, Муслим)

Источник: //IslamDag.ru/vse-ob-islame/44077

Что такое намаз: роль и предназначение молитвы в исламе

Молитва обязанности мусульман

Намаз – это основная форма поклонения в исламском вероучении. Будучи одним из пяти столпов ислама, он играет важнейшую роль в жизни каждого мусульманина, так как ежедневно верующие обязаны совершать пятикратную молитву.

Утренний ритуал поклонения именуется в исламе фаджр (у тюркских народов – сабах)

Полуденный – зухр (ойля-намаз)

Послеполуденный – аср (икенде)

Вечерний – магриб (ахшам)

Ночной – иша (ясту)

Слово «намаз» имеет персидское происхождение и в переводе с языка фарси обозначает «молитва, молитвенное место». Подобное наименование получило распространение и в тюркском мире, где обряд поклонения именуется намазом. У арабов молитва применяется понятие «салят», которое в арабском языке имеет аналогичный смысл.

В Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха» (22:78) 

Каждая из пяти обязательных молитв имеет свои некоторые особенности, такие как строго отведённое время для данного намаза и количество ракаатов (циклов), совершаемых в нём. В Книге Господа говорится:

«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (4:103)

Основной единицей в молитве служит ракаат – цикл совершения обязательных действий с произнесением определённых сур и дуа, следующих друг за другом в строго установленном порядке.

Для совершения намаза каждый верующий должен соблюсти ряд условий:

  1. Человек должен быть мусульманином, т.е.исповедовать ислам. Но это вовсе не означает, что приверженцам других вероисповеданий и атеистам не записывается грех за намеренный пропуск молитвы-салят. Если же человек на протяжении определённого периода жизни был атеистом или исповедовал иную религию, то намаз становится для него обязательным с момента принятия ислама.

  2. Человек должен быть совершеннолетним. Под совершеннолетием в данном случае подразумевается не юридическая дееспособность, а период наступления половой зрелости, которая, в зависимости от пола и иных характеристик человеческого организма, наступает у всех по-разному.

  3. Человек должен быть психически здоровым. Люди, страдающие теми или иными заболеваниями, связанными с психическими отклонениями, согласно исламскому вероучению, освобождаются от обязательности выполнения намаза.

  4. Молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Перед молитвой верующему следует совершить специальное омовение (тахарат).

  5. Совершение намаза должно происходить в строго установленное время. В обязанность верующего вменяется молиться в отведённое для этого время. Исключением могут служить определённые форс-мажорные ситуации, которые не позволили мусульманину вовремя помолиться.

  6. Человек должен иметь намерение (ният) для чтения молитвы. Перед тем, как встать на намаз, мусульманину следует произнести соответствующее намерение (на любом языке – вслух, шёпотом или про себя).

  7. Верующий должен совершать намаз в чистом месте и в чистой одежде. Для молитвы полагается надеть одежду, очищенную от нечистот, и по мере возможности выбрать подходящее для совершения поклонения место.

  8. Мусульманину следует прикрыть на время намаза определённые части тела (аурат). Здесь подразумеваются срамные, а также некоторые иные части тела, которые различны у мужчин и женщин.

  9. Совершать намаз следует, обращаясь лицом в сторону Каабы. Перед намазом следует встать лицом по направлению к Каабе, расположенной в Мекке. Исключением из правила может служить молитва на движущемся транспорте.

Обязательные (фард)

К этой категории относятся молитвы, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них верующий получает большую награду от Всевышнего, оставление таких намазов считается большим грехом. Примерами служат ежедневные пятикратные обязательные молитвы, а также выполнение пятничного намаза.

Необходимые (ваджиб)

За их совершение верующий тоже получает награду, а за оставление ему засчитывается грех. К данной категории намазов относятся праздничная молитва в дни Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам), а также витр-намаз (согласно ханафитскому мазхабу).

За них верующему полагается награда, но за оставление не записывается грех. Примером такого намаза может служить таравих-намаз в Священный месяц Рамадан.

Дополнительные (нафль)

Это дополнительные молитвы, за совершение которых Всевышним обещана награда, а за невыполнение не засчитывается грех. К данной категории относятся, например, намазы духа и тахаджуд.

Достоинства совершения намаза

Совершение намаза обладает множеством наград и достоинств для каждого верующего. Один из хадисов кудси гласит, что Господь обещал тем, кто соблюдает предписанные Им молитвы, райские сады: «Пятикратный намаз Мною сделан твоей общине обязанностью. Я обещал тому, кто будет его своевременно выполнять – Рай, а тому, кто не будет, Я не обещал ничего» (хадис приводит Ибн Маджа)

Кроме того, соблюдение этого столпа ислама способствует стиранию грехов человека. Однажды Заключительный посланник Создателя Мухаммад (с.г.в.

) обратился к сподвижникам с вопросом: «Ответьте мне, если бы у ворот дома каждого из вас текла река, и каждый бы купался в ней по 5 раз в день, то остался ли бы он грязным?» Те ответили: «От грязи не осталось бы и следа». На что Пророк (с.г.

в.) сказал: «Это подобно пяти намазам, посредством которых Всевышний стирает грехи» (Муслим).

Особой ценностью для любого мусульманина обладают коллективные молитвы. Награда за их совершение превосходит индивидуальные намазы. На это указывает следующий хадис: «За намаз, который выполнен с джамаатом (коллективно), вознаграждение больше в двадцать семь раз, чем за намаз, который выполняется индивидуально» (Муслим, Тирмизи).

Актуальное расписание намазов для сотен российских городов можно посмотреть по ссылке.

Источник: //Islam.global/verouchenie/namaz/namaz/

Миградж: молитва как спасение для общины Мухаммада

Молитва обязанности мусульман

Мусульманам хорошо известно, что в ночь с 26 на 27 месяца ражаб, пророк Мухаммад по Милости Аллаха совершил телесный перенос из Мекки в Иерусалим и вознесся на седьмое небо. Во время этого путешествия произошли события, которые сыграли ключевую роль в Пророческой миссии Мухаммада, одним из которых было предписание к выполнению мусульманам пятикратной молитвы.

Молитва является неотъемлемой частью любой божественной ортодоксальной религии, дошедшей до наших дней, будь то иудаизм или христианство.

По причине единой божественной сути ислама, христианства, иудаизма молитва занимает в них ключевую роль, имея в обрядовой части значительные сходства и незначительные отличия.

Так во всех религиях, включая христианство до 8 века, все религии имели в молитве поясной и земной поклоны, необходимость ритуального очищения, недозволенность совершения молитв для женщин в период ритуального осквернения.

В источниках Ислама детально прописывается то, каким образом молитва была вменена в обязанность мусульманам. В хадисе, который приведен в сборнике аль-Бухари сообщается: «Затем он поднялся со мной до уровня, где был слышен скрип перьев, и Аллах вменил в обязанность моим последователям пятидесятикратную молитву.

Когда я возвращался с этим указанием Аллаха, я проходил мимо Мусы, и он спросил меня: «Что вменил Аллах в обязанность твоей общине?» Я ответил: «Он вменил в обязанность пятидесятикратную молитву». Муса сказал: «Вернись к своему Господу (и попроси снизить), ибо твоя община не справится с этим». (Так я вернулся к Аллаху и попросил снизить), и Он снизил это количество наполовину.

Когда я снова проходил мимо Мусы и сообщил ему об этом, он сказал: «Вернись к своему Господу, ибо твоя община не справится с этим». Так что я вернулся к Аллаху и попросил еще снизить, и Он снизил это количество наполовину. Я снова проходил мимо Мусы, и он сказал мне: «Вернись к своему Господу, ибо твоя община не справится с этим».

Так что я вернулся к Аллаху, и Он сказал мне: «Пять молитв, которые равны пятидесяти (в награду), ибо слово Мое неизменно…» (Бухари)

Источник фотографии:nastol.com.ua

В том, что Пророку была вменена в обязанность молитва в высочайших небесах, заключается доказательство превосходства его пророческой миссии перед Аллахом, так как эта молитва была предписана в таком месте, которого никто на свете до него не достигал.

Мудрый смысл предписания молитвы именно в ночь вознесения в небеса заключается в том, что, когда молитва Пророка осветилась в явном и скрытом видах, когда он совершил омовение водой из источника Зам-зам и когда был наполнен верой и мудростью, это означало, что молитву следует совершать именно в таком состоянии.

Истинное благо молитвы раскрылось Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в высших сферах, когда он совершил ее вместе с присутствующими там пророками и ангелами, и когда мог вести таинственный разговор со своим Господом и задавать Ему вопросы, который остались тайной.

Кроме того, вменение в обязанность молитвы от Аллаха человечеству в высших сферах указывает на первостепенную ее важность в Исламе по сравнению с другими обязанностями, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неустанно призывал к ней, утверждая, что именно молитва разделяет веру от неверия. Значение молитвы в вере можно сравнить со значением головы для тела, и поэтому он говорил: «Взор моих глаз устремлен на молитву»

Вменение в обязанность молитвы в высших сферах указывает также на то, что оно происходило как доверительная беседа с Всевышним Аллахом и сама молитва со стороны молящегося происходит как доверительная беседа с Господом миров.

Таким образом, на седьмом небе Посланник Аллаха был удостоен такой высочайшей доверительной беседы, поэтому он вознесся в небеса только после того как, еще находясь на Земле, внутренне и внешне был полностью очищен водой из источника Зам-зам.

Так же молящийся теперь перед молитвой совершает очищение ума и тела, настроив из только для доверительного общения с Всевышним Аллахом.

Во вменении в обязанность молитвы в высших сферах также заключается мудрость того, что Аллах будто говорит Своим уверовавшим рабам: Если телесное и духовное вознесение в небеса вашего Посланника было чудом, да будет для вас каждый день пятикратное вознесение в небеса, во время которого ваши души и ваши сердца будут возноситься ко Мне, да будет у вас духовное вознесение, во время которого ваши души будут очищаться от страстей, отвлекающих вас от прямого пути, и во время которого вы увидите Мое величие, Мое могущество, и убедитесь, что Моя единственность защищает вас от земных невзгод не путем порабощения, принуждения и подчинения, а путем добра и величия, путем очищения и возвышения – путем молитвы

Мудрость вменения в обязанность молитвы во время ночного путешествия также заключается в том, что Пророк, вознесшись на небеса, видел в ту ночь, как молятся ангелы: они стояли, сидели, сгибались в поклоне и падали ниц. Всевышний Аллах собрал для него и для его общины все эти движение воедино и указал, как именно нужно молиться с соблюдением всех условий, с успокоенностью души и с искренностью.

Мудрость вменения в обязанность молитвы во время ночного путешествия также заключается в указании на величие этого события, так как молитва была вменена в обязанность не через каких-либо посредников, а непосредственно Пророку в его доверительной беседе со Всевышним.

Что же касается вменения в обязанность молитвы там. Следует обратить внимание на то, что она была вменена при чистейшем священном присутствии, поэтому очищение является непременным условием совершения молитвы. Здесь же указание на то, что молитва является доверительной беседой с Аллахом.

Аллах обращает Свой лик в сторону молящегося, который обращается к Нему с подобной доверительностью, восхваляя Его. Молитва была вменена в обязанность на седьмом небе, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был удостоен услышать речь Аллаха и доверительной беседы с Ним.

Он был вознесен в небеса только после того, как внутренне и внешне очистился водой из источника Зам-зам. Точно так же молящийся перед молитвой очищается и на время молитвы покидает этот мир, когда все остальное, кроме доверительной беседы с Аллахом, ему уже не позволяется.

В этот момент он обращается лицом в сторону Каабы и поднимает вверх руки в сторону высшей Киблы, то есть в сторону Бейт аль-Магмура и в сторону Священного Трона и читает молитву Аллаху

Молитва – опора веры

Источник фотографии: .com

Молитва является одним из столпов (рукн) Ислама, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: признание, что нет Бога кроме Аллаха, совершение молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяц Рамадан и совершении хаджжа».

Аллах Всевышний говорит в Своей Книге: «Благословен (славен и преблаг) Тот, в руках Которого власть (над всем) и Который над всякой вещью мощен (всемогущ), Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям (кто более предан и покорен Аллаху). И Он – Величественный, Прощающий!» (Власть 1-2 аяты)

«Воистину, молитва является предписанным по времени обрядом для мусульман» (Ниса 103)

Пятикратная молитва – это главный практический столп Ислама. Только намаз нельзя оставить в зависимости от причин.

Из-за болезни человек может оставить уразу, пожилой больной человек может не поститься, но он кормит по одному бедняку за каждый пропущенный день (если есть такая возможность).

Закят обязателен для тех, у кого имущество дошло до определенного уровня. Хадж тоже становится обязательным при наличии определенных условий.

Но пятикратную молитву нужно совершать постоянно. Если не можешь совершить омовение водой перед молитвой, то бери таямум, не можешь брать таямум читай без него и без вуду. Но молитву совершить человек обязан.

Если, например, человек не может молиться стоя, то он молится сидя, если не может сидя, то читает лежа, а если и лежа не может, то пусть читает глазами или сердцем.

Но нет причины, из-за которой можно было бы оставить совершение намаза.

Намаз – беседа с Аллахом и источник чистоты отношений с Ним. В ней расширяются просторы тайны и сияют восходы света. Господь Аллах, зная о нашей слабости, уменьшил количество молитв и, зная о нашей нужде в Его милости, увеличил их блага для нас. Всевышний сказал: «…Щедрость – во власти Его, и дарует Он, кому пожелает, ведь обладает Он щедростью величайшей». (Коран 57:29)

Всевышний Аллах в Священном хадисе сказал:

«Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил меня».

Когда он говорит: «Хозяину Судного Дня», – Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», – Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит».

Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и, кто в заблуждении», – Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил»

Молитва — очищение души

Источник фотографии: .com

Намаз смывает грехи и стирает плохие деяния. Аллах Всевышний сказал:«Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха» (Коран 29:45).

«Совершай молитву в начале и конце дня, и с приближением ночи. Поистине, добрые дела устраняют дела дурные» (Коран 11:114)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы перед дверью одного из вас текла река, и он купался бы в ней пять раз в день, осталась бы на нем грязь (нечистота)». Ему ответили: «На нем не осталось бы грязи». Он сказал: «Также и пять молитв – Аллах стирает ими грехи». (Бухари)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять молитв и джума искупают то, что совершается между ними, если это не было великим грехом» (Муслим)Абу Зарр рассказывает, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из своего дома. Была осень, и листья падали с деревьев. Он схватил ветку дерева, от чего ее листья посыпались. На это он заметил: «О, Абу Зарр, когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как падают листья с этого дерева».

Намаз оказывает молящемуся огромную духовную помощь, укрепляет его и способствует перенесению жизненных трудностей. Аллах Всевышний сказал: «Обращайтесь за помощью к терпению и намазу. Поистине, он тяжел (для всех), кроме смиренных…» (Коран 2:45)

Намаз – свет в сердцах верующих, их свет на месте сбора в День воскресения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва – свет, кто будет соблюдать намаз, тот получит свет, доказательство и спасение в День воскресения».

Намаз удаляет заботы и печали души и сердца, о чем в Коране сказано так: «Нам ведомо, что твоё сердце сжимается от того, что они говорят, так прославляй же Господа твоего, воздавая Ему хвалу, и будь из числа тех, кто падает ниц» (Коран 15:97)

Намаз, особенно в наше время, когда людей занимают в основном материальные проблемы, является лучшим средством избавления от страха, беспокойства и тревоги, ведь в Коране сказано: «Поистине, человек был создан нетерпеливым – он беспокоится, когда его качается зло, и скупится, когда к нему приходит благо, кроме совершающих намаз, которые молятся постоянно…» (Коран 70:19-23)

Намаз – радость для верующих и их зеница ока. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз сделан моей зеницей ока»

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил Билялу: «Объяви о начале намаза и обрадуй нас им» (Абу дауд)

Намаз будет другом мусульманину и в могиле. Согласно некоторым хадисам, намаз будет особенно полезным для нас в потусторонней жизни, ахират. К концу своей жизни наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сильно заболел. Он окончательно слег и ему трудно было лаже говорить. Однако, время от времени он восклицал: «Намаз, намаз!» и беспокоился о том, чтобы не пропустить молитву.

В первую ночь пребывания в могиле прорежется через темноту свет. На вопрос о том, что это, последует ответ: «Я – твой намаз», и, вплоть до самого Судного дня, он будет рядом с умершими. Не оставит намаз человека и во время воскрешения, и во время ответа за земную жизнь.

В хадисах говорится, что во время воскрешения все будут в страшной панике. Тогда появится Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и заберет с собой всех тех, кто брал тахарат и совершал намаз.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный День с раба Божьего потребуют, прежде всего, отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву».

Молитва была дарована пророку Мухаммаду и его общине как спасение от адского пламени. Всем мусульманам без исключения, не ссылаясь на лень и возраст, нужно постараться ухватиться за намаз, как за спасительный круг, который выведет нашу общину к Милости Аллаха в этом мире и подарит свое Милосердие верующим в раю.

Рафис Сайфуллин

Источник: //www.info-islam.ru/stuff/religija/istorija_islama/migradzh_molitva_kak_spasenie_dlja_obshhiny_mukhammada/14-1-0-1441

Желательные молитвы | Путеводитель мусульманина

Молитва обязанности мусульман

Обязанностью мусульманина является совершение только пяти обязательных молитв.

Вместе с тем Шариат побуждает мусульманина совершать также желательные молитвы, потому что они помогают рабу Аллаха снискать Его любовь и восполняют упущения, сделанные во время обязательных молитв.

Желательных молитв много. Важнейшие из них таковы:

  1. Молитвы-сунны (сунан ар-раватиб)

Это молитвы, совершаемые перед или после обязательных молитв и как будто привязанные к ним. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершал в течение дня двенадцать дополнительных рак‘атов, тому за это будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).

Подразумеваются:

1- Два рак‘ата перед молитвой-фаджр.

2- Четыре рак‘ата перед молитвой-зухр, и два рак‘ата после молитвы-зухр.

3- Два рак‘ата после молитвы-магриб.

4- Два рак‘ата после молитвы-‘иша.

Эта молитва названа так потому, что число её рак‘атов нечётное. Это лучшая из желательных молитв. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте витр, о приверженцы Корана!» (Тирмизи, 453; Ибн Маджа, 1170). Лучшее время для совершения витра — конец ночи. Однако мусульманин может совершать её в любое время между молитвой-‘иша и рассветом.

Наименьшее число рак‘атов витра — один рак‘ат, а лучше чтобы их было не меньше трёх, однако человек может совершать столько рак‘атов, сколько пожелает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал одиннадцать рак‘атов.

Основой в дополнительных молитвах является произнесение таслима после каждых двух рак‘атов. Витр совершается так же, однако когда человек соберётся завершить молитву, он должен совершить в конце один рак‘ат.

После выпрямления после поясного поклона и перед земным поклоном в этом последнем рак‘ате человек должен произнести соответствующие слова поминания, передаваемые от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего поднять руки и обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбой о чём пожелает. Это называется кунут.

Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то совершал кунут после последнего поясного поклона утренней молитвы в течение месяца, обращаясь к Аллаху с мольбой против племён, которые причиняли зло мусульманам.

Чем больше смирение человека во время молитвы и чем дальше он от отвлекающих факторов, тем выше его степень и тем больше его награда.

Молитва — мольба о ниспослании дождя (салят аль-истиска)

Это молитва, которую Всевышний предписал совершать, когда начинается засуха, причиняющая людям вред, и дожди почти не выпадают. Эту молитву предписано по возможности совершать на открытых пространствах, хотя разрешается совершать её и в мечети.

Для совершения этой молитвы верующим предписано выходить смиренными, преисполненными благоговейного страха перед Всевышним, устремившись к Нему всем сердцем и раскаиваясь перед Ним. Молитву эту следует предварять действиями, способствующими обретению милости Аллаха: испрашиванием прощения, заглаживанием обид, раздачей милостыни, благодеянием по отношению к людям и т. п.

Описание

Эта молитва, подобно праздничной молитве, совершается в два рак‘ата. При этом предписано произносить несколько такбиров в начале каждого рак‘ата. В первом рак‘ате произносится шесть такбиров помимо открывающего такбира, а во втором — пятью помимо такбира, который произносится во время подъёма после совершения первого рак‘ата.

После молитвы произносятся две проповеди-хутбы, в которых верующий многократно испрашивает у Аллаха прощения и истово взывает к Аллаху с мольбами.

Молитва — испрашивание дождя на территории Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине.

Это молитва, которую предписывается совершать мусульманину, если он собирается сделать что-нибудь, не зная при этом, благом обернётся для него это действие или злом.

Ему желательно совершить молитву в два рак‘ата, а после неё обратиться к Аллаху с мольбой, которой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил своих сподвижников: «О, Аллах! Вот я прошу Тебя о благе через Твоё знание и о способности через Твоё Могущество и прошу из Твоей великой милости, ибо поистине, Ты обладаешь могуществом, а я не обладаю, и Ты знаешь, а я не знаю, и Ты — Знающий сокровенное. О Аллах, если, согласно Твоему знанию, это дело [здесь называется дело] станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне, облегчи его для меня и сделай его благодатным для меня. Если же, согласно Твоему знанию, это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом внуши мне довольство им» (Аллахумма, инни астахиру-ка би- ‘ильми-ка, ва астакдиру-ка би-кудрати-ка ва ас’алю-ка мин фадли-ка-ль-‘азыми, фа-инна-ка такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лийа-ль-хайра хайсу кана, сумма арды-ни би-хи) (Бухари, 1162).

Как это прекрасно, когда раб Аллаха просит Его помочь ему сделать правильный выбор, который принесёт ему благо в этом мире и в мире вечном.

Молитва-духа

Она относится к числу желательных молитв, о которой сообщается, что за них полагается великая награда. Состоять эта молитва должна по меньшей мере из двух рак‘атов. Она совершается в период между подъёмом солнца над горизонтом на высоту копья после его восхода почти до отклонения солнца от точки зенита в полдень и наступления времени полуденной молитвы-зухр.

Речь идёт о солнечных и лунных затмениях, во время которых солнечный или лунный диск скрывается полностью или частично. Это одно из знамений Аллаха, свидетельствующих о Его могуществе и власти. Оно заставляет человека очнуться от своей беспечности и бояться кары Господней и надеяться получить награду от Него.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят из-за чьей-то смерти. Они принадлежат к числу знамений Аллаха и если увидите их, то поднимайтесь и молитесь» (Бухари, 993).

Достоинства и Положение намаз в исламе-Фикх

Молитва обязанности мусульман
Молитва в ее языковом значении

Ду’а (“мольба”)

Молитва в терминологии шариата

Поклонение Всевышнему Аллаху посредством определенных слов и действий, начинающихся с такбира и заканчивающихся таслимом.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Ислам построен на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, совершении молитвы…” [Хадис согласован]

2. Молитва является наилучшим делом

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Наилучшим делом является молитва, выполненная в начале ее времени”. [Приводится у ат-Тирмизи]

3. Молитва является границей между исламом и неверием

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Воистину, между человеком и многобожием и неверием находится оставление молитвы”. [Приводится у Муслим]

4. Молитва является опорной колонной ислама, и именно на ней после единобожия строится ислам

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Главой этого дела является ислам, а +его столпом (колонной) молитва”. [Приводится у Ахмад]

Достоинства молитвы

1. Молитва – это свет для того, кто ее совершает. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “А молитва – это свет”. [Приводится у Муслим]

2. Молитва – это искупление грехов. Сказал Всевышний: “Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих” (Худ, 114).

И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Как вы считаете, если бы у двери кого-либо из вас протекала река, и он бы купался из нее ежедневно по пять раз, осталось ли бы на нем что-либо из грязи?”Люди сказали: “Нет, на нем бы не осталось чего-либо из грязи”. И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “И это подобно пяти молитвам. Аллах посредством них стирает прегрешения”.[Хадис согласован]

3. Молитва является делом, посредством которого человек заходит в Рай.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Раби’а бин Ка’бу, когда тот попросил его быть спутником в Раю: “Так помоги же мне посредством многочисленности земных поклонов” [Приводится у Муслим].

Шариатское постановление относительно молитвы

Пять молитв являются обязанностью по Коране и Сунне, а также единогласному мнению ученых.

1. Коран.

Сказал Всевышний: “Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися” (Корова, 43)

2. Сунна.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Ислам построен на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершении молитвы, уплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан”. [Хадис согласован] Также сообщается от Тальха бин ’Убейду Ллах, что когда один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об исламе, он сказал: “Пять молитв в течение дня и ночи”.

Тогда тот человек спросил: “Есть ли на мне обязанность выполнять какие-либо молитвы помимо этих?” И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Нет, если только добровольно”.

[Хадис согласован]

3. Единогласное мнение ученых.

Вся община единогласна в обязательности совершения пяти молитв в течение суток.

На ком есть обязанность совершения молитвы?

Молитва является обязанностью каждого совершеннолетнего находящегося в разуме мусульманина, как мужского пола, так и женского.

Восполнение молитв

Неверный, принявший ислам, не обязан восполнять те молитвы, которые он пропустил, будучи в неверии, так как ислам стирает все грехи, совершенные до него.

Если подобный человек является невежественным в этом вопросе, то его следует обучить.

Если же он продолжает упорствовать в своем непризнании обязательности молитвы, то он является неверным, отрицающим слова Аллаха, Его посланника и единогласное мнение мусульман.

2. Человек, оставляющий молитву из-за лени, не отрицая при этом ее обязательности

Кто оставляет молитву намеренно по причине лени, тот является неверным, по мнению ученых ханбалитского мазхаба (однако, следует учесть, что, по мнению представителей ханафитского, маликитского и шафиитского мазхабов, такой человек считается нечестивцем, но при этом не выходит из ислама).

И правитель или уполномоченный такого рода делами должен призывать его на протяжении трех дней к покаянию и возобновлению совершения молитвы.

В случае отказа покаяться, такого человека казнят по причине его вероотступничества.

И доказательством этого являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Договор, который между ними и между вами – молитва. И кто оставил ее, тот проявил неверие” [Приводится у ат-Тирмизи].

А также его слова: “Воистину, между человек и многобожием и неверием находится оставление молитвы” [Приводится у Муслим].

Молитва несовершеннолетнего

Опекун велит ребенку совершать молитву, когда ребенок достигает семилетнего возраста, чтобы тот начал привыкать к ее совершению. В десятилетнем же возрасте опекун должен несильно побивать ребенка в случае отказа последнего выполнять молитву. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Велите своим детям совершать молитву, когда они достигнут возраста семи лет; и бейте их за нее в десятилетнем возрасте” [Передал Абу Дауд].

Источник: //www.al-feqh.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.