Молитва для тфилина

Содержание

Тфиллин

Молитва для тфилина

Шолем Лугов

Тфиллин

Талмуд называет тфиллин (תפלין) венцом еврейской уникальности. Вы надеваете тфилин на левое предплечье, ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Ремень тфиллин наматывается на руку до самой ладони в знак того, что дела и поступки вы тоже посвящаете служению Б-гу.

Надевание тфиллин — заповедь, с которой 13-ти летний еврейский мальчик начинает взрослую жизнь. Надевая тфиллин ежедневно, вы тем самым подтверждаете свою принадлежность к еврейству. Вы можете исполнять эту заповедь каждый будний день до захода солнца, где бы ни находились.

Не нужно ждать празднования очередной Бар-Мицвы, чтобы надеть тфиллин. Уделите этому несколько минут уже сегодня и впредь надевайте его каждый будний день.

Тфиллин и его значение

Заповедь о тфиллин одна из важнейших в Торе. Евреи дорожат ею и соблюдают ее уже несколько тысячелетий. В Торе эта заповедь упоминается неоднократно, но наиболее четко о ней сказано (в книге Дварим 6:8): «И повяжи их как знак на руку твою, и будут они напоминанием меж глаз твоих».

Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы:

1) «Шма» (Дварим 6:4-9) — утверждение Единства Б-га;

2) «Вэайя» (Дварим, 11:13-21) — Б-жественное обещание награды за соблюдение предписаний Торы и предупреждение о наказании за их нарушение:

З) «Кадэш», (Шмот 3:1-10) — долг еврея всегда помнить об освобождении из египетского рабства:

4) «Вэайя» (Шмот, 13:11-16) — обязанность каждого еврея рассказывать об Исходе из Египта своим детям.

Одна из коробочек накладывается на левое предплечье напротив сердца — средоточия эмоций, а ремень определенным образом оборачивается вокруг кисти и среднего пальца. Другая коробочка помещается на голове надо лбом.

Таким образом, внимание человека концентрируется на сердце и руке. Тфиллин учит нас посвящать все свои мысли, чувства и поступки Б-гу и во избежание ошибок и грехов не следовать лишь велениям сердца.

Но мы не должны руководствоваться и одним лишь разумом, ибо это может привести к грубому материализму.

Тфиллин надевается на руку, напротив сердца, и на голову. Это символизирует подчинение разума, сердца и действий человека — Всевышнему, а эмоций — интеллекту.

Один из основных принципов философии ХаБаДа заключается именно в том, что разум должен контролировать эмоции.

К сожалению, между разумом и сердцем существует некоторый антагонизм. Часто эмоции управляют рассудком, а разум лишь обосновывает и оправдывает «инстинктивно-эмоциональное» существование. Исполнение заповеди о тфиллин помогает человеку добиться единства разума и сердца, интеллекта и эмоций.

Большинства сожалений, огорчений и разочарований в жизни можно было бы избежать, если бы мы научились решать повседневные проблемы и разумом и сердцем одновременно.

Достижение такого равновесия — первый шаг на пути к чувству уверенности в себе, мужеству. оптимизму и внутреннему покою — вечным духовным ценностям, необходимым еврею для более плодотворного служения Б-гу.

Неукоснительное соблюдение заповеди о тфиллин помогает человеку воспитать в себе эти замечательные качества.

Во многих общинах во время оборачивания кожаного ремня Тфиллин вокруг среднего пальца левой руки принято читать следующий отрывок из пророчества Ошеа 2:21-22:

«И Я обручусь с тобою навеки; и Я обручусь с тобою в праведности и справедливости, благости и милосердии. И Я обручусь с тобою в вере, и ты будешь знать Б-га».

Эти слова Б-г адресовал всем евреям через Своего пророка Ошеа. В них нам была дана Б-жественная формула — этический закон, надежное руководство, доступное всем без исключения и при этом достаточно всеобъемлющее, чтобы удовлетворить чаяния самых благочестивых среди нас. Эта формула — «знать Б-га», т.е. жить праведно и справедливо, в благости и с милосердием и верой.

Очень жаль, что многие «современные» евреи безразлично или даже отрицательно относятся к этой Заповеди. Они с готовностью соглашаются с предписаниями, записанными на пергаменте тфиллин, но не видят необходимости в соблюдении «обряда».

Если бы они только знали, как велика ценность этой ежедневной процедуры для них самих! Это — «зарядка», которая столь же необходима здоровья физического.

Когда человек в полной мере понимает значение заповеди о тфиллин, он рассматривает ее как особую привилегию.

Пусть тот, кто в прошлом пренебрегал этой Заповедью, а сейчас понял свою ошибку, но не решается исправить ее, опасаясь насмешек родственников и друзей, подумает над словами рабби Элиэзера из Вормса (Франция, около 13-го века), известного под именем Рокэах: «Будь мужчиной в юности, но если ты побежден в борьбе, — вернись, вернись, наконец, к Б-гу, каким бы старым ты ни был».

Рабби Йеуда а-Леви (около 12-го века), возможно, имел в виду заповедь о тфиллин, когда писал: «Божественная вера (Иудаизм) не побуждает нас к аскетизму, но ведет нас по среднему пути, равно удаленному от крайностей чрезмерности и недостаточности.

Она позволяет свободно проявляться любой дарованной Б-гом способности тела и души в разумных пределах, предначертанных Самою Божественной Рукою.

Ибо очевидно, что чрезмерно развивая какую-то одну свою способность, мы неизбежно ослабляем другую, нарушая тем самым гармонию, которая должна пронизывать все наше существо…»

Тфиллин и исход из Египта

Как мы уже говорили, два из четырех отрывков Торы, вложенных в тфиллин, это — «Шма» и «Вэайя», а два других почти целиком посвящены Исходу из Египта. Почему Исход был удостоен такой уникальной чести? Почему рассказ об Исходе сопровождает слова, в которых изложена суть нашей веры в Б-га?

Без всякого сомнения, для еврейского народа Исходу было суждено стать незабываемым событием. Наши Мудрецы слова «В напоминание об Исходе из Египта…» даже включили в Киддуш — Освящение, которым приветствуют наступление Субботы и праздников.

Как мы помним, история Исхода — это история народа, который в течение столетий находился в рабстве в чужой державе. Хотя у евреев не было оружия и они составляли незначительное меньшинство, они в конце концов обрели свободу, не прибегнув при этом к насилию. Они не просто получили свободу и ушли из чужой земли — их вчерашние хозяева еще и торопили их, ибо боялись кары Б-га Израиля.

В истории человечества нет подобного этому уникальному событию. Это было чудесное избавление целого народа, насчитывавшего более 2 миллионов человек, каждый из которых стал очевидцем милостивого заступничества Божественного Провидения.

Именно это событие окончательно и бесповоротно убедило весь еврейский народ в истинности веры в Б-га их предков. Именно чудо Исхода придало новую силу словам молитвы Шма: «Слушай, Израиль! Б-г, Всемогущий наш, Б-г — Один».

Заметьте также, что и в самой первой Заповеди идея единства Б-га связана с Исходом: «Я — Б-г, Всемогущий твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства».

Главное — это действие

В коротких заметках невозможно подробно объяснить значение тфиллин. Однако мы надеемся, что этот краткий очерк достаточно убедительно покажет, что правильно понятая заповедь о тфиллин, как и все другие заповеди, находит глубокий отклик в разуме и сердце еврея.

Но поскольку у разных людей способности к логическому рассуждению разные — и даже в лучшем случае эти способности ограничены, — а также учитывая, что у некоторых нет ни времени.

ни желания тщательно изучать Тору, евреи соблюдают заповеди в первую очередь потому, что так повелел Б-г, а не потому, что они находят их логичными. Если разум одобряет заповедь — тем лучше, но соблюдать заповеди следует во всех случаях и несмотря ни на что.

Б-г дал нам заповеди, а Он наверняка лучше нас знает, что для нас полезно.

Давайте используем в этих рассуждениях тот здравый смысл, к которому мы прибегаем в повседневной жизни, — и тогда все станет на свои места.

Представьте себе ребенка, который не слушается родителей, потому что в данное время не видит для этого достаточных оснований.

Родители, наверное, будут недовольны его поведением и сделают все возможное, чтобы исправить его ради блага того же ребенка.

Повзрослев, этот человек поймет, как ценно было разумное родительское вмешательство в те годы, когда он был слишком мал и неопытен, чтобы принимать самостоятельные решения.

Некоторые законы

Тексты, заложенные в тфиллин, должны быть написаны от руки квалифицированным писцом (сойфером) на особом, освященном пергаменте. Коробочки производятся по весьма сложной технологии из шкуры кошерного животного и тоже освящаются для использования в тфиллин. Коробочки должны быть строго квадратного сечения. Ремни и коробочки должны быть покрашены в черный цвет специальной краской.

1. Еврейский мальчик, достигший тринадцати лет, считается полноправным евреем. Он становится Бар-Мицва, т.е. он обязан соблюдать все законы и обычаи еврейского народа. Один из таких законов, данных нам в Торе, — заповедь о тфиллин.

2. По традиции, ребенка обучают надевать тфиллин за два-три месяца до наступления его Бар-Мицвы.

3. Тфиллин нужно покупать в «надежном» магазине, чтобы быть уверенным, что тексты в них написаны от руки опытным писцом (сойфером). Тфиллин, не соответствующий требованиям закона, использовать нельзя.

4. Тфиллин надо надевать только в будние дни. В Субботу и в праздники, включая Хол а-Моэд (межпраздничные дни), тфиллин не надевают.

5. Утреннюю молитву читают в тфиллин. Однако если это по какой-либо причине невозможно, то тфиллин можно надевать и позднее, но обязательно до захода солнца.

6. Процедура надевания тфиллин состоит в следующем. Стоя вынимают «ручной» тфиллин и помещают его на бицепс левой руки на уровне сердца. Отверстие, через которое продевается ремень, должно быть над коробочкой. Перед затягиванием ремня произносят благословение «Лэаниах тфиллин»:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ НАДЕВАТЬ ТФИЛЛИН

Транскрипция в ашкеназском варианте произношения:

БОРУХ АТО АДЭЙНОЙ ЭЛЭЙЭЙНУ МЭЛЭХ О-ЭЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭМИЦВЕЙСОВ ВЭЦИВОНУ ЛЭОНИАХ ТФИЛИН

Транскрипция в сефардском варианте произношения:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЭЛЭХ А-ОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЭАНИАХ ТФИЛИН

Затем затягивают ремень тфиллин и дважды оборачивают его вокруг предплечья и кожаного выступа основания ручного тфиллин (ремни при этом образуют букву «шин»), после чего ремень оборачивают семь раз (т.е. делают семь полных оборотов) вокруг руки.

Остальную часть ремня оборачивают вокруг ладони. Сразу после этого вынимают «головной» тфиллин и помещают на голову, прямо надо лбом, а узел — в нижней части затылка. Надо следить за тем, чтобы коробочка находилась достаточно высоко над лбом, т.е.

чтобы ее нижний край не выходил за линию волосяного покрова и чтобы она располагалась по центру, на равном расстоянии от глаз.

Надев таким образом головной тфиллин, разматывают ремень с ладони, чтобы этим ремнем и сделать три витка на среднем пальце руки: первый — на фаланге, ближайшей к ладони, второй — на средней, а третий — опять на первой фаланге. Оставшуюся часть ремня затем оборачивают вокруг ладони.

7. Ремни обоих тфиллин всегда должны быть черной стороной кверху.

8. Во время надевания тфиллин запрещено отвлекаться для произнесения каких-либо слов или жестикулировать. Единственное, что допускается, — это ответить «Амэн» на благословение, которое кто-то другой скажет на тфиллин. Если человека все-таки вынуждает что-то отвлечься, он должен сказать благословение «Ал мицват тфиллин» перед надеванием головного тфиллин.

9. Левша надевает тфиллин на правую руку (удостоверить, что человек — левша в соответствии с заповедью о тфиллин может лишь ортодоксальный раввин).

10. Надевать тфиллин нужно обязательно на непокрытую руку и голову.

11. Если по каким-то причинам невозможно надеть ручной тфилин, надевается головной, и наоборот. В каждом случае произносится соответствующее благословение.

12. Человек должен почтительно помнить о тфиллин все то время, которое он в них облачен.

13. Обычно тфиллин снимают лишь по окончании утренней молитвы. В любом случае их нельзя снимать до окончания молитвы. В Рош Ходеш тфиллин снимают перед молитвой Мусаф.

14. Процедура снятия тфиллин следующая: ремень со среднего пальца разматывают стоя и наматывают его на ладонь. Затем левой рукой снимают головной тфиллин, складывают и убирают в специальный мешочек. После этого снимают ручной тфиллин, складывают и тоже убирают в мешочек. Обычно головной тфиллин кладут в мешочке справа, а ручной — слева.

15. Если человек молится в талите, то сначала надевают талит, а затем тфиллин; однако по завершении молитвы сначала снимают тфиллин (как описано выше), а затем — талит.

16. В день 9 Ава тфиллин надевают не на утреннюю, а на дневную молитву (Минху).

17. С тфиллин надо обращаться почтительно. Если он случайно падает на пол, требуется искупление посредством поста или благотворительности. О форме такого искупления следует посоветоваться с раввином.

18. Наши мудрецы говорили: тот, кто ежедневно тщательно соблюдает заповедь о тфиллин, заслуживает долголетия и жизни в Мире Грядущем.

Источник: https://www.moshiach.ru/study/judaism/1084_11_1.html

Правила поведения во время молитвы

Молитва для тфилина

Разумеется, на время молитвы распространяются и общие правила поведения в синагоге.

Зачем молиться в синагоге

По еврейскому закону, молитва — это личная обязанность каждого. Человек молится вне зависимости от того, есть ли у него возможность прийти в синагогу. Но общественная молитва — т.е., молитва, читаемая при наличии миньяна (десяти взрослых евреев-мужчин) в синагоге, — обладает гораздо большей силой и принимается Всевышним, как молитва праведника.

Во время общественной молитвы каждый не только слушает хазана (человека, ведущего молитву), но и молится сам.

Хазан громко произносит начало и конец отрывков молитвы, чтобы все знали, какой отрывок читается в данный момент. Если отрывок, который закончили читать, — это благословение, все молящиеся отвечают Амен, т.

е, «согласны». Есть молитвы, которые читаются только при наличии миньяна: например, поминальная молитва Кадиш.

В молитве есть такие отрывки, которые произносит только хазан, но не остальные молящиеся. В молитвенниках по этому поводу есть подробные разъяснения. Некоторые молитвы молящиеся читают про себя, а после этого хазан повторяет их вслух (например, молитва Шмоне Эсре, называемая также Амида).

Мужчины и женщины

Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. Женская галерея есть и в нашей синагоге. По еврейскому закону, не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет.

Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации — например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут быть где угодно: мужчины — заходить на женскую галерею, женщины — в молитвенный зал.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Когда нельзя разговаривать

В молитве есть такие отрывки, во время чтения которых нельзя прерываться и разговаривать. В утренней молитве — это отрывок от слов Барух ше омар (благословен Тот, по слову которого возник мир…

) и до конца Шмоне Эсре; в молитве Минха — от начала и до конца Шмоне Эсре; в молитве Маарив — отрывок от благословения …ашер бидваро маарив араваим (Благословен… по слову которого наступает вечер…

) и до конца Шмоне Эсре.

Поэтому не стоит удивляться, если Вы обращаетесь к кому-нибудь из молящихся, а Вам не отвечают, «мычат», или показывают что-то жестами.

Когда положено вставать во время молитвы

Некоторые молитвы читаются стоя. Прежде всего, это молитва Шмоне Эсре (Амида). Кроме того, все присутствующие должны встать, когда вносят или выносят свиток Торы. Встают и во время поминальной молитвы Кадиш, которую хазан читает несколько раз на протяжении всей молитвы.

Есть еще несколько моментов в молитве, когда положено вставать. Неопытным молящимся следует ориентироваться на раввина, если он присутствует на молитве, на знающих членов общины или на большинство молящихся.

В любом случае, не будет большим нарушением, если Вы не встанете вовремя, за исключением молитвы Шмоне Эсре: ее принципиально читать стоя, кроме тех случаев, когда стоять нет возможности.

Чтение Торы

Свиток Торы читают в синагоге по понедельникам, четвергам, субботам и праздникам. Чтение Торы происходит приблизительно в середине молитвы. Когда Тору достают из арон а Кодеша (специального шкафа, в котором хранятся свитки) все встают, стараются прикоснуться к свитку и поцеловать.

К Торе вызывают только мужчин, у которых мама — еврейка. В будние дни к Торе вызывают троих человек, в субботы и праздники — больше. Выйти к Торе — большая честь. Тору читает специально обученный человек, а те, кого вызывают, лишь произносят благословения до и после чтения отрывка.

Благословения есть в транслитерации русскими буквами. Если Вас вызвали к Торе, попросите дать Вам текст благословения по-русски. К Торе вызывают, называя имя человека и имя его отца, поэтому, если во время чтения Торыспрашивают, как Вас зовут, фамилию называть не нужно.

Если в Вашей жизни случилось важное событие, родился ребенок, вы женились, или у Вас день рождения, стоит позаботиться о том, чтобы Вас вызвали к Торе. Подойдите к габаю, человеку, который вызывает к Торе, и попросите вызвать Вас, стесняться не нужно.

Женатые мужчины выходят к Торе в талите, если у Вас его нет, попросите на время выхода к Торе у кого-нибудь из молящихся.

После окончания чтения Торы свиток поднимают и показывают всем собравшимся. Есть обычай поднимать руки в сторону свитка. После этого читают молитву за здоровье Мишеберах. Мужчина, желающий помолиться за чье-либо здоровье, может подойти к читающему молитву и назвать имя этого человека и имя его матери. Женщине придется выкрикивать имя с балкона, в этом нет ничего зазорного.

Когда говорят все вместе

В некоторых местах молитвы все молящиеся говорят хором. Основные моменты молитвы, которые произносятся хором, — это первые две строки молитвы Шма Исраэль; Барху в утренней и вечерней молитве и Кдуша при повторении хазаном молитвы Шмоне Эсре.

Еще несколько особенностей молитвы

При чтении первых двух строк молитвы Шма Исраэль (Слушай, Израиль) правой рукой закрывают глаза. Если Вы еще не выучили эти строки наизусть, можно подглядывать.

Во время чтения молитвы Шмоне Эсре стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания молитвы. Перед началом молитвы делают три шага вперед, после окончания — три шага назад. Если все читают Шмоне Эсре, а Вы нет, стоять вместе со всеми не нужно.

Когда читают Кдушу, тоже стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания Кдуши.

Во время чтения молитвы Таханун (покаянная молитва) есть отрывок, который читают сидя, положив голову на руку (в молитве Шахарит — на правую, в молитве Минха — на левую). Если Вы в данный момент не читаете эту молитву, делать вместе со всеми этого не нужно.

Когда можно уйти с молитвы

Желательно присутствовать на молитве от начала и до конца. Но если Вы очень торопитесь, уйти можно в любой момент. Очень нежелательно уходить с молитвы до ее окончания в том случае, если есть всего 10 молящихся мужчин, и Вы — один из них. Если Вы уйдете, продолжение общественной молитвы будет невозможно.

Черные коробочки. Тфилин

На время утренней молитвы мужчины, начиная с 13 лет, по будним дням надевают тфилин. Тфилин — это кожаные коробочки черного цвета, которые закрепляются
ремешками на левой руке и на голове. Подробнее о тфилине Если у Вас нет тфилина, его можно попросить у шамеса — служителя синагоги.

Белое покрывало. Талит

На время утренней молитвы женатые мужчины надевают талит — молитвенное покрывало белого цвета с кистями по краям и полосками по бокам. Смысл заповеди о талите Тора объясняет так: «И увидите их (кисти), и вспомните все заповеди Г-спода, и будете исполнять их». Если у Вас нет талита, обратитесь к шамесу — служителю синагоги.

Перед тем, как надеть талит, произносят благословение:

Барух ата Адо-най Эло-эйну мэлэъ аолам ашер кидшану бэмицовтав вэцивану леитатеф бе цицит

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам закутываться в цицит!

Язык молитвы. Что нужно чувствовать во время молитвы

Служба в синагоге идет на святом языке — иврите. Но если молящийся не знает иврита, он может молиться на любом языке, поскольку Б-г понимает на всех языках. В петербургской синагоге большинство сидуров (молитвенников) снабжены русским переводом.

Очень важна в молитве кавана — сосредоточенность сердца. Важно прочувствовать слова молитвы, а не только их произнести. Это не всегда получается сразу, этому нужно учиться, поэтому если Вы «ничего не почувствовали» во время молитвы, не отчаивайтесь, а приходите еще!

Источник: https://sinagoga.jeps.ru/sinagoga/molitvyi-i-zakazat-molitvu/pravila-povedeniya-vo-vremya-molitvw.html

Священные коробочки

Молитва для тфилина
kontinent_mu

Тфилин (тефиллин) или филактерии иногда тотапот (греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты») — элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`)

По Вихлянцеву. Хранилища (греч. – филактерион) – в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: “Посвяти Мне каждого первенца… из сынов Израиля…” (Шмот, 13:1-10); “И будет, когда Всевышний приведет тебя в землю Ханаанскую, как клялся Он тебе и отцам твоим…” (Шмот, 13:11-16); “Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!..” (Дварим, 6:4-9); “И будет так: если послушаетесь Моих повелений, ‘ которые Я даю вам сегодня…” (Дварим, 11:13-21). Эти коробочки на основании Исх 13.9; Втор 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной – мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.
Законы о тефиллин:1. Все евреи – мужчины и мальчики с 13 лет и старше – должны одевать тефиллин.2. Тефиллин одеваются каждый день, кроме Субботы и некоторых праздников.3. Тефиллин можно одевать на протяжении всего дня, однако лучше всего одевать тефиллин- утром, во время молитвы.4. Ночью одевать или носить тефиллин запрещено…5. Существуют два тефиллина, которые нужно одевать: головной и ручной.6. Те, которые пишут правой рукой, должны одевать тефиллин на левую руку, а те, которые пишут левой рукой, одевают тефиллин на правую руку.7. Головной тефиллин одевается на верхнюю часть головы. Нижний край головного тефиллина должен быть немного выше границы волосяного покрова, точно на середине головы.Археологические находки в пещерах Мертвого моря подтверждают, что традиция наложения Тфилин – древняя.Согласно мнению исследователей, предмет, носивший название тфилла, был в пользовании уже в библейскую эпоху. В одном из угаритских документов в описании Ваала упоминается тфилла на его голове.Несомненно, что тфиллин существовали в Израиле в эпоху, предшествовавшую таннаям (Таннаи (от ивр. мн. “таннаим”, ед. “танна”), период, начинающегося со времени Гиллеля (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) .Период таннаев начинается с воцарения Ирода и с падения дома Хасмонеев, продолжается во время римского правления. В это время происходит Великое восстание, в ходе которого разрушен Храм) так как много тфиллин было обнаружено при археологических раскопках в Кумране, в Мурабба‘ате, в Иудейской пустыни пещерах, где скрывались повстанцы Бар-Кохбы восстания. Во время последовавших за восстанием гонений, вызванных жестокими эдиктами Адриана, наложение тфиллин каралось смертной казнью.Многочисленные тфиллин, обнаруженные при раскопках в Кумране, отличаются от современных величиной и формой — они значительно меньше современных; по-видимому, малые размеры этих тфиллин объясняются тем, что их носили весь день.В отличие от квадратной формы, принятой ныне, кумранские тфиллин продолговатые (тфилла шель рош — в среднем 1,2 , 1,65 , 3,20 см; тфилла шель яд — в среднем 1 , 2 см). На найденных в Иудейской пустыне тфилла шель рош нет буквы шин.Тот факт, что Галаха запрещает золотые и серебряные тфиллин, свидетельствует, что таковые были в употреблении.Тексты, содержащиеся в древних тфиллин, соответствуют принятым ныне (однако в ряде случаев они более пространны). Обнаруженный в ряде тфиллин текст Десяти заповедей подтвердил предположения ученых (основанное на намеках у законоучителей и на сообщениях раннехристианских авторов), что в древний период, наряду с принятыми ныне четырьмя паршийот, тфиллин содержали также Десять заповедей.Развернутый тфилинВставление текста”Тфилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными. Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в “Книгу любви” своего галахического кодекса “Мишне Тора”). Другая точка зрения – каббалистическая – разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи. В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он “подчиняет себе” мышцу – силу человека. При этом он расположен напротив сердца – источника чувств. В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи – конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека (“руку”); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном “отсеке” футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона (“рука”) должно предшествовать постижению его (“голова”). В то же время более “тонкие” действия (“обматывание ремешка вокруг пальцев”) могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона. Головной тефилин с ремнями символизирует также Божественное управление миром; левый ремень – управление в категории Суда, в рамках законов природы, правый ремень – управление в категории Милости, посредством Чуда. Управление идет от верхних миров к нижним, поэтому сам тефилин надевается на голову – вместилища разума, а ремни спускаются ниже пояса; при этом правый ремень несколько длиннее левого. Тефилин черного цвета, ибо пути Управления скрыты от нас, но внутри находится белый – ясный – Свиток с текстом. Левый и правый ремни наверху связаны в узел, т.к. милосердие и правосудие, исключающие друг друга на земле, у Бога таинственным образом переплетаются. (Поэтому, когда Моисей задавал Богу вопросы об управлении миром, то Он, согласно комментарию Раши к Исход 33:23, показал Моисею “узел Своего головного тефилин”.)”

“И повяжи их как знак иа руку твою, и будут они знаками над глазами твоими”- отрывок из Торы

Из книги Гребенникова В.С. “”: Тефилин. Из благотворных для человека излучателей ЭПС я выявил пока что четыре: пчелиные соты; «решетка» из кистей рук (о ней — в следующей главе); сито; филактерий, или, иначе, тефилин.

Что это такое? Старинное устройство: плотно сшитый из кожи кубик, прикрепленный к кожаной же площадке с двумя ремешками. Внутри кубика четыре полоски пергамента — отбеленной мягкой телячьей кожи с изречениями из священной книги Талмуда, туго скрученных в виде цилиндрических свиточков.

Устройство привязывалось молящимся ко лбу так, чтобы оси свитков были перпендикулярны лбу и, если это утро, другими концами смотрели на восток. Тексты, оказалось, роли не играют — лишь материал, форма и размеры.

Сделанное из других материалов, подобное устройство вызывает неприятные ощущения; кожаный же тефилин оказывает благотворное физиологическое воздействие: кроме формы и прочего, здесь сказывается и микроструктура материала.

Мое мнение:Возможно, что тфилины помогали в раскрытии “третьего глаза” или как-то защищали своего хозяина от нападения извне. ?

|

kontinent_mu
Существуют предания о том, что в древности строители брались за руки и под бой барабанов начинали кружиться в хороводе вокруг, к примеру, огромного камня, громко распевая обрядовые песни. Напряженные психические усилия множества людей в сочетании с энергией звуковых пульсаций поднимали тяжеленную глыбу и опускали ее в нужном месте. Со временем были придуманы особые звонкие гонги, настроенные на определенный тон. Возможно, что “звуковая левитация” – умение передвигать тяжелые предметы с помощью звука и психической энергии человека – сохранилась и до более поздних времен. На глиняных табличках древних шумеров, например, историки прочли, что звук способен поднимать камни. В наши дни в деревушке Шивапур на западе Индии всех желающих приглашают участвовать в поднятии гранитной глыбы весом 70 килограммов. Одиннадцать человек выстраиваются вокруг камня и прикасаются к нему указательными пальцами правой руки. Они начинают громко петь имя дервиша Камара-Али (святого покровителя ближней мечети), и глыба медленно поднимается в воздух…

Источник: https://kontinent-mu.livejournal.com/21526.html

Книга 17 Учение о Десяти Сфирот

Молитва для тфилина

Накладывают только мужчины, днем, в будние дни, в Пурим и Хануку, после того как надет талит гадоль перед утренней молитвой – на все время молитвы.

Не накладывают: в Субботы и праздники (в диаспоре – во второй день праздника), в холь а-моэд, кроме первого и последнего дней в Пэсах и Суккот (в диаспоре накладывают).

Если утром нет тфилин, нужно подождать с молитвой, пока не представится возможность взять их у другого человека, чтобы не сказать «Шма Исраэль» без тфилин. Если не представляется возможности достать тфилин до того времени пока еще можно прочесть «Шма Исраэль», надо помолиться шахарит и прочесть «Шма» без них.

Кто молится без тфилин, должен затем наложить их при первой возможности в течение всего дня (но не ночью), произнеся «Криат Шма».

Порядок наложения тфилин

Тфилин накладывают на часть руки от локтя до подмышки, чтобы когда рука согнута книзу, тфилин приходился против сердца. Перед тем как затянуть ремень на руке, произносят браху «цивану леаниах тфилин». Затянув ремень, обматывают его семь раз ниже локтя.

Накладывают тфилин на голову, там, где начинают расти волосы надо лбом, посередине, над глазами. Место узла на затылке – над затылочной впадиной. Перед тем как затянуть тфилин на голове, произносят браху «аль мицват тфилин». Заканчивают обматывать ремень тфилин на руке. Обматывают им три раза средний палец.

Оставшейся частью ремня обматывают кисть руки.

От начала до полного наложения тфилин нельзя разговаривать и задерживаться, нельзя отвечать «амен». Ремни тфилин должны быть черной стороной наружу. Не должно быть ничего постороннего между тфилин и телом.

Если голова или левая рука забинтованы, но коробочки тфилин могут прилегать к телу на незабинтованном месте, то накладывают. Левша накладывает тфилин на правую руку.

Снял тфилин (чтобы выйти в туалет), – заново благословляет. Тфилин укладывают в чехол таким образом, чтобы, вынимая, вначале достать ручной тфилин. Но если первым вынул головной тфилин, все равно – сначала наложить ручной. Нельзя спать в тфилин.

Не в состоянии держать тело в надлежащей чистоте – должен снять тфилин. Страдающий расстройством желудка освобожден от мицвы тфилин, пока он болен. Кто считает, что может сказать «Криат Шма» в чистоте, может наложить тфилин и сказать «Шма Исраэль».

Нельзя сидеть на скамье, где лежат тфилин. Если тфилин без чехла упали на землю из рук, надо поститься или пожертвовать деньги. Тфилин держат в чехле. Накладывая и снимая тфилин, целуют их. Снимают в «Алейну лешабэах». Нельзя складывать талит и тфилин во время кадиша.

Порядок снятия тфилин: освобождают ремень с кисти и пальца, снимают тфилин с головы, сворачивают их и укладывают в чехол, снимают тфилин с руки, сворачивают, укладывают.

Тфилин следует снимать стоя. Талит снимают после тфилин. Наложил некошерные тфилин – не исполнил мицву. Тфилин, которыми пользуются, нет необходимости проверять.

Утренняя молитва – шахарит

Время утренней молитвы «шмонэ эсрэ» длится до конца четвертого временного часа, т.е. до окончания трети светлой части дня. Молимся по сидуру, начиная со страницы 11:

  • биркот а-шахар (стр. 11-16)
  • паршиёт а-курбанот (стр. 16-29)
  • псукей де-зимра (стр. 29-49)
  • криат шма (стр. 49-57)
  • шмонэ эсрэ (стр. 57-70)
  • Таханун (стр. 71-75) – не читают: эрэв Рош аШана, эрэв Йом Киппур, от Йом Киппур до Исру хаг Суккот, 8 дней Хануки, Ту-биШват, Пурим, весь м-ц нисан, Лаг баОмер, от 1 до 12 дня м-ца сиван, 9 и 15 ава, в доме покойника, если молится жених в 7 дней после свадьбы (3 дня – если невеста повторно вышла замуж), если должен быть брит или если при этом присутствует моэль, отец, сандак.
  • Чтение Торы (стр. 76-86) – по понедельникам и четвергам в миньяне.
  • Окончание молитвы шахарит (стр. 86-101).

Молитва минха (стр. 121)

Омывают руки, таханун (до темноты), склоняют голову на левую руку, не говорят в те дни, когда не говорят его утром, и 28 элула, 8 тишрея; не говорит моэль, сандак, отец в день обрезания. Время молитвы минха – 12:30-15:00.

Вечерняя молитва – арвит (стр. 124)

Омыв руки без брахи, с появлением рядом трех звезд и до полуночи, шмонэ эсрэ не повторяется, таханун не читают.

«Шма Исраэль» перед сном (стр. 155)

«Шма Исраэль» перед сном, затем, не говоря, уснуть.

Язык действий миров , Брахот

  • Бирхот а-неэнин,
  • Бирхот а-мицвот – благословения перед исполнением Заповедей,
  • Бирхот а-шевах – восхваления (шеэхеяну, а-гомель и др.).Не уверен, произнес ли браху, – не повторяет; биркат а-мазон – повторяет. В тех местах молитвы, где нельзя делать перерыв, не отвечает «амен».
  • Омовение рук и благословение на хлеб (стр.108).
  • Перед тем как есть не менее кезаит хлеба – омывают руки из целого сосуда водой не менее рэвиит (150 мл). Проверить перед омовением, чистые ли руки, нет ли хацица – наклеек и грязи на коже, снять кольца. Омывают правую руку, всю кисть до запястья, затем левую, произносят браху, обязательно вытирают руки. Если на руке повязка – омыть открытую часть руки, если нельзя омыть хотя бы часть руки, то следует обернуть салфеткой. Непригодна мутная вода (замутненная песком, землей – пригодна), использованная. Кто вышел в туалет до еды, должен омыть руки дважды: первый раз сказать «ашер яцар», второй раз – как перед едой «аль нетилат ядаим». Вытерев руки, взять хлеб всеми десятью пальцами, сказать «а-моци» (стр.108), окунуть в соль и начать есть. Не разговаривать, не отвлекаться, пока не съел хлеб.
  • Браха «а-моци» в начале еды освобождает от всех брахот, кроме брахот на вино и фрукты в конце еды.
  • На время произнесения биркат а-мазон (стр.108), убирают со стола ножи. Если ели трое и более, то говорят зимун, если ели 10 и более – другой зимун и с бокалом вина: кто говорит зимун, держит в руке бокал вина, после биркат а-мазон говорит браху на вино, пьет его и дает остальным.На трапезе обрезания (стр.104), в которой участвуют жених и невеста (стр. 103) – добавляется семь благословений, педион бэн (стр. 107).

Перед едой и питьем, держа продукт в правой руке, произносят браху и немедленно едят:

  • на пироги, лапшу, вафли, мучные продукты (кроме хлеба) из «пяти злаков» (пшеница, ячмень, полба, овес и рожь) – «борэ минэй мезонот»;
  • на вино – «борэ при а-гефен»;
  • на фрукты – «борэ при а-эц»;
  • на овощи, арбуз, бананы – «борэ при а-адама»;
  • на нерастительные продукты (сыр, творог, яйца, мясо, рыбу, напитки, соки) – «шеаколь нихие бэ-дваро»;
  • на ароматы – «борэ минэй бсамим»;
  • на ароматные растения – «борэ эсвэй бсамим»;
  • на ароматные деревья – «борэ эцэй бсамим»;
  • на все остальное – «борэ минэй бсамим»;
  • на приятного вкуса лекарства – если принимаются в количестве кезаит (твердое) или рэвиит (жидкое) – «шеаколь нихие бэ-дваро»;
  • на воду – «шеаколь» вначале и «борэ нефашот» в конце питья;
  • на салат – «шеаколь».

Благословения после еды и питья

Если съел не менее кезаит и выпил не менее рэвиит:

  • После мучных изделий из «пяти злаков» (пшеница, ячмень, полба, овес, рожь), фруктов Эрец Исраэль (виноград, инжир, гранаты, маслины, финики), вина – браха «меэйн шалош».
  • Если съел несколько видов еды – общая браха.

Браха на увиденное

  • Браха на увиденное – при виде примечательных явлений (молнии, радуги, высоких гор).

Браха на услышанное

  • Браха на услышанное – когда слышат значительные хорошие или плохие вести, гром.

Браха «шеэхеяну»

  • Браха «шеэхеяну» – когда едят новый плод первый раз в сезоне, в случае покупки дорогой выходной одежды, дорогих предметов обихода, при исполнении заповедей сидеть в Сукке, есть мацу, слушать шофар, во время кидуша в первый вечер праздника.

Биркат а-гомэль (стр. 85)

  • Биркат а-гомэль – кто выздоровел после тяжелой болезни, перенес операцию, пересек море или пустыню, освободился из заключения, спасся от опасности.

Браха на гром, молнию, радугу

  • Браха на гром, молнию, радугу – раз в день.

Браха – видя цветение плодовых деревьев

  • Браха – видя цветение плодовых деревьев – раз в году.

Тфилат а-дэрэх (стр. 120)

  • Тфилат а-дэрэх (стр. 120) – выехав из населенного пункта в дорогу (более 5 км) – только раз в день.

Источник: https://arvutwoman.wordpress.com/2016/02/10/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-17-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D1%81%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82-56/

Статьи запорожской еврейской общины Тфилин

Молитва для тфилина

Тефилин – кожаные коробочки, прикрепляемые с помощью ремешков на руку и на голову, – содержали кусочки пергамена с библейскими отрывками, которые, согласно раввинистической интерпретации, касались заповеди о ношении тефилин (Исх. 13:1-10, 11-16; Втор. 6:4-9, 11:13-21).

Тефилин надевался в соответствии с толкованием мудрецами этих отрывков и символизировал идею того, что все поступки и мысли человека должны служить воле его Творца. Несмотря на некоторые теоретические споры, амораи считали, что талит и тефилин являются принадлежностью мужского, а не женского одеяния.

Изначально благочестивые евреи носили тефилин весь день, но в раввинистический период он превратился в молитвенный аксессуар для мужчин. Ранние образцы тефилин были найдены среди свитков Мертвого моря.

Раньше было принято облачаться в талит гадоль и в тефилин дома, и идти в них в синагогу на утреннюю молитву; но в наше время их обычно надевают уже в синагоге. Перед утренней молитвой надевают талит гадоль и только затем тефилин. Обязанность надевать талит и тефилин распространяется только на мужчин.

Здесь действуют два принципа. Первый: «более постоянное идет первым» (т.е.

из двух заповедей или из двух молитв, время исполнения которых наступило одновременно, сначала делают ту, которая выполняется чаще; и поскольку талит гадоль надевают ежедневно, а тефилин только в будние дни, то талит предшествует тефилин).

Второй: «в святости повышают, а не понижают». Талит – это одежда, сделанная по установленным Торой законам, а тефилин обладают собственной святостью, поэтому сначала надевают талит, а потом тефилин.

В большинстве ашкеназских общин в талит гадоль облачаются только женатые мужчины, в сефардских – также и неженатые. Однако тот, кого вызывают к чтению Торы, а также кантор и ба'аль-коре' (человек, читающий Свиток Торы) обязательно должны быть облаченными в талит гадоль.

Надевая талит гадоль, мы выполняем ту же самую заповедь «носить цицит», что и надевая талит катан; но талит гадоль – это более «торжественное» выполнение этой заповеди. Обычно талит гадоль надевают на время утренней службы.

(Как исключение в Йом Кипур, ввиду особой возвышенности этого дня, все молящиеся остаются в талит гадоль в течение всех служб, включая вечернюю; а Девятого Ава, в знак траура, талит гадоль и тефилин надевают только во время дневной службы.)

Мидраш говорит, что один из способов приближения к Создателю – подражание Ему. Закутываясь в белый талит, мы сосредоточиваемся на мысли о том, что Всевышний как бы «окутан духовным светом».

Тефилин надевают во все дни, кроме Суббот и Праздников. Их надевают стоя. После возложения ручного тефилин надо сразу же, не отвлекаясь и не разговаривая, надеть головной тефилин.

Надевание ручного тефилин

Ручной тефилин накладывают на бицепс левой руки, напротив сердца (левша, который пишет левой рукой, должен надевать тефилин на правую руку). Когда тефилин уже на руке, то перед тем, как затянуть узел, произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тефилин».

После благословения нужно затянуть узел, через который продет ремешок, выполнив тем самым заповедь: «… и повяжи их как знак на руку твою…» (Необходимо следить за тем, чтобы узел, имеющий форму буквы «йуд», был постоянно плотно прижат к футляру тефилин.) После этого ремешок оборачивают семь раз вокруг руки – от локтя до кисти…

Схема правильного надевания ручного тефилин

Согласно нусаху ашкеназ и согласно нусаху сафард (так надевают тефилин ашкеназы-хасиды)

Надевание головного тефилин

Головной тефилин надевают таким образом, чтобы его нижний край совпадал с границей роста волос надо лбом, а сам футляр был укреплен точно посередине над глазами. Узел головного тефилин должен находиться на нижней части затылка, над тем местом, где затылок граничит с шеей.

Во время возложения тефилин на голову благословляют шепотом (в некоторых общинах не читают это благословение):

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о тефилин».

Укрепив головной тефилин, к приведенному выше благословению немедленно добавляют:

«Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков».

(как по нусаху ашкеназ, так и по нусаху сафард)

Затем обматывают ремешок ручного тефилин вокруг среднего (делая три оборота) и безымянного пальцев руки, произнося:

«И обручусь Я с тобой навеки, и обручусь с тобой в правде и справедливости, благочестии и милосердии. И обручусь с тобой в верности, и познаешь ты Господа». (Книга Ошеа 2:21)

Конец ремешка тефелин обматывают вокруг ладони (так, чтобы получилась буква «шин»), и закрепляют его на внутренней стороне ладони.

Наматывание ремешка ручного тефилин на ладонь

Согласно нусаху ашкеназ и согласно нусаху сафард

Тефилин снимают по окончании чтения утренней молитвы, причем делают это в обратном порядке: сначала с кисти, потом с головы, а затем с руки.

Тефилин надевают каждый день, кроме Суббот, а также Праздников, имеющих статус Йом Тов, т.е. Праздников, указанных в Торе. Такими Праздниками являются первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый день Суккота, Шмини Ацерет / Симхат Тора (в диаспоре все вышеуказанные дни удваиваются), два дня Рош hа-Шана и Йом Кипур.

Относительно Холь hа-Моэд (т. е. промежуточных дней праздников Песах и Суккот) есть различные обычаи. Согласно нусаху Ашкеназ, в диаспоре тефилин в эти дни обычно надевают, но в Земле Израиля есть обычай этого не делать. Согласно нусаху Сфарад, тефилин в Холь hа-Моэд не надевают; и этому мнению следуют хасидские общины.

(Вопрос заключается в том, считать ли Холь hа-Моэд сам по себе достаточным «знаком», исключающим тефилин; об этом см. ниже.) В Хануку и Пурим тефилин надевают, т.к. эти дни не являются праздниками из Торы.

В Рош Ходеш тефилин также надевают на утреннюю молитву, но снимают перед Мусафом (ибо эта дополнительная молитва отражает праздничную составляющую новомесячья, т.е. тоже имеет аспект «знака»).

Сказано в Торе:

«И повяжи их [слова Торы, говорящие, о нашем признании Божественного царства и о единстве Бога] как знак на руку твою,.. и будут они украшениями над глазами твоими…»

(Второзаконие 6:8)

Устная Тора объясняет, что в этих словах нам дана заповедь двух «тефилин», (в ед. ч. «тефила»), один из которых повязывается на руку («тефила шель яд»), другой – на голову («тефила шель рош»).

Они представляют собой сделанные из кожи футляры кубической формы, внутри которых помещены написанные на пергаменте четыре отрывка из Торы, содержащие заповедь тефилин (Второзаконие 6:4-9, 11:13-21, Исход 13:1-10 и 13:11-16; первые два отрывка входят в молитву «Шма, Исраэ'ль»).

В ручном тефилин все эти четыре отрывка написаны на одном куске пергамента, в головном – на четырех отдельных кусках, которые вложены в четыре отделения внутри коробочки. Ремешки тефилин, так же, как и все остальные их части, делают только из кожи кашерного животного.

Ремень головного тефилин завязывается узлом в форме буквы «да'лет», а ручного – узлом в форме буквы «йуд». Кроме того, на футляре головного тефилин должна быть начертана буква «шин». (На правой стороне футляра пишется трехглавая буква «шин», а на левой его стороне – четырехглавая.) Буквы «шин», «далет» и «йуд» образуют одно из Имен Бога – «Шаддай».

Несмотря на то, что наложение ручного и головного тефилин является выполнением двух различных заповедей, запрещено делать перерыв между ними. В еврейской Традиции имеются различные мнения по вопросу о том, следует ли говорить на головной тефилин отдельное благословение.

Согласно ашкеназскому обычаю, благословение на головной тефилин произносят, добавляя после него «Благословенно Имя славы Царства Его…», как во всех случаях сомнения в правомерности произнесенного благословения. Во многих хасидских общинах отдельное благословение на головной тефилин не произносят.

(Однако, если был перерыв между накладыванием ручного и головного тефилин, то благословение на головной тефилин обязательно произносится.)

Некоторые заповеди Тора относит к категории «от» («знак»). Они служат знаком связи между евреями и Богом. Так, Суббота названа в Торе «от»; Праздник – это тоже «от»; к этой группе «знаков» относится и заповедь «тефилин». Поэтому в Субботу и в Праздники тефилин не надевают, ибо эти дни сами по себе являются «знаком».

Тефилин надевают только днем. (Таким образом, и тефилин также являются «положительной заповедью, связанной со временем», и женщины от нее освобождаются.

) Если тефилин не были надеты во время утренней молитвы, то их можно надеть в любое время до захода солнца; при этом, надев их, принято читать молитву «Шма, Исраэль…»

Тефилин обладают святостью (т.к. в них вложен Свиток со святым текстом), поэтому когда они надеты, нельзя заходить в туалет и т.п. нечистые места. В древние времена (вплоть до эпохи Талмуда) многие ходили в тефилин почти весь день, но позже установился обычай надевать их только на утреннюю молитву. (Только Девятого Ава в знак траура тефилин и талит гадоль надевают на время молитвы Минха.)

Тефилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными.

Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в «Книгу любви» своего галахического кодекса «Мишне Тора»).

Другая точка зрения – каббалистическая – разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи.

В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он «подчиняет себе» мышцу – силу человека. При этом он расположен напротив сердца – источника чувств.

В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи – конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека («руку»); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном «отсеке» футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона («рука») должно предшествовать постижению его («голова»). В то же время более «тонкие» действия («обматывание ремешка вокруг пальцев») могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона.

Головной тефилин с ремнями символизирует также Божественное управление миром; левый ремень – управление в категории Суда, в рамках законов природы, правый ремень – управление в категории Милости, посредством Чуда.

Управление идет от верхних миров к нижним, поэтому сам тефилин надевается на голову – вместилища разума, а ремни спускаются ниже пояса; при этом правый ремень несколько длиннее левого.

Тефилин черного цвета, ибо пути Управления скрыты от нас, но внутри находится белый – ясный – Свиток с текстом. Левый и правый ремни наверху связаны в узел, т.к. милосердие и правосудие, исключающие друг друга на земле, у Бога таинственным образом переплетаются.

(Поэтому, когда Моисей задавал Богу вопросы об управлении миром, то Он, согласно комментарию Раши к Исход 33:23, показал Моисею «узел Своего головного тефилин».)

Источник: http://evrey.com.ua/ru/articles/view/tfilin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.