Молитва девпетерувской иконы божией матери

Икона Божией Матери «Девпетерувская»

Молитва девпетерувской иконы божией матери

О появлении образа иконы Божией Матери Девпетерувской в истории русского православия существует несколько противоречивых версий. По одной из них Девпетерувская икона возникла по причине неверного прочтения текста Днепрской иконы Богоматери, вследствие чего и саму икону, и списки с нее стали именоваться Девпетерувскими.

Согласно другой версии название иконы «Днепрской» принято считать ошибочным, так как надпись, нанесенная на икону в сокращенном виде, была прочитана неправильно. В действительности этот образ Божией матери отличает совершенно иная иконография, если сравнить икону со многими другими изображениями Богородицы.

История святого лика

Первое упоминание иконы Божьей Матери Девпетерувской относится к 1392 году, о чем свидетельствует самый древний список данного образа, находящийся в небольшой церкви села Батракова Московской губернии.

В этой сельской церкви Девпетерувская икона в богатом окладе размещалась рядом с левым клиросом до 30-х годов 20 века, когда случилось ограбление храма, во время которого был убит сторож и украдена старинная икона.

Икона Богородицы «Девпетерувская»

Как оказалось позже, святой образ Богоматери Девпетерувской был найден недалеко от церкви, но уже без оклада, видимо, ставшего первопричиной кражи. Икона, как только ее привели в порядок, была вновь помещена на алтарь. По прошествии 9 лет, храм, как и многие другие по всей стране, был закрыт, а все имущество церкви разграблено.

В том числе пропал и этот редкий образ Божией Матери.

На заметку! С тех пор о судьбе иконы Божьей Матери Девпетерувской ничего не известно, не сохранились также и сведения о типе иконографии и размерах иконописного образа.

Значение иконы

Значение иконы Божьей Матери Девпетерувской можно проследить через тот тип иконографии, к которому она относится. Речь идет о типе иконографии «Елеуса», олицетворяющем безусловную любовь, нежность и умиление. На иконах такого типа младенец Иисус обычно изображается прижавшимся к щеке Божией Матери, что символизирует соединение небесного мира и мира земного.

В чем помогает

К иконе Божией Матери Девпетерувской обращаются верующие с самыми разными просьбами. По свидетельствам очевидцев молитвы, обращенные к сему чудотворному образу, помогают даже тогда, когда отчаяние и неверие во спасение от невзгод берут верх над состоянием человека.

Девпетерувская икона Божией Матери

Существует также мнение, что лик Богоматери Девпетерувской помогает при следующих заболеваниях:

  • болезни, связанные с поражением иммунной системы;
  • разного рода поражения опорно-двигательного аппарата;
  • нарушение обмена веществ и гормональные проблемы.

На заметку! С молитвой к этому редкому образу Пресвятой Богородицы можно обращаться и в случае духовных и душевных недугов, тогда, когда есть потребность в том, чтобы был оправдан оклеветанный человек или дурная молва о нем перестала распространяться.

Чудеса

С Девпетерувским образом Божией матери связана одна известная история, происшедшая в 1833 году. С мужем прихожанки храма, где в то время находилась икона, случилась беда — по ложному обвинению он угодил в тюрьму. Жена его, зная, что в миру защиты искать не у кого, не желала мириться с такой тяжелой участью любимого супруга и много времени проводила в молитвах к Господу.

Через некоторое время ей приснился сон, в котором незнакомый ей старик советовал поскорее направиться в церковь, к чудотворному образу Девпетерувской Богоматери, чтобы склонить пред ним голову в молитве. Женщина наутро отправилась в храм и, сделав то, что советовал старец, отправилась домой. По прошествии нескольких дней муж вернулся домой, объяснив, что предъявленные ему обвинения посчитали ложными.

Описание иконы

Икона Девпетерувской Божией матери представляет собой оплечное изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Взгляд младенца устремлен на мать, в то время как у нее взгляд более отвлеченный, устремленный далеко вперед и наполненный печалью, ведь Богоматерь знает, на какие муки ею был рожден этот младенец.

Образ Девпетерувской Божией Матери

В православии Божья Матерь в иносказательном плане выступает символом церкви, поэтому икона с изображением Богоматери олицетворяет также отношения между Богом и человеком, наполненные любовью и пониманием.

Следует знать, что из типа иконографии «Елеуса» наиболее известная не Девпетерувская, а Владимирская икона Божией Матери, по образу которой предположительно и писался лик Девпетерувской Божией Матери.

Где находится

Несмотря на то, что подлинный образ Девпетерувской Божией матери был утерян, сохранились некоторые списки с этой чудотворной иконы.

Один из них, наиболее известный, находится в городе Тамбове, в Преображенском кафедральном соборе, рядом с иконой расположена гробница святителя Питирима, чьей келейной иконой являлся при жизни этот образ Богородицы.

Девпетерувская икона Божией Матери

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-devpeteruvskaya.html

Девпетерувская икона молитва

Молитва девпетерувской иконы божией матери

Постараемся детально ответить на вопрос: девпетерувская икона молитва на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

икона Богородицы «ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ»

13 марта (28 или 29 февраля по старому стилю)

По преданию, была келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события.

Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.

После того как перед иконой Божией Матери отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы.

В настоящее время копия этой иконы Богородицы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова.

Подлинник же – келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней, – выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Девпетерувская”

Варианты названия иконы:

Статус в православии: Православная икона, упомянута в месяцеслове.

  • 14 марта (29 февраля по старому стилю)

иконы в этом году: 3 (в прошлом: 1).

Раздел основан участником [tol] 2009-11-11.

Источник: Диск “Православный церковный календарь 2011” издательства Московской Патриархии [2011]

Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля 1392 года. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону.

После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы. Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, [. ]

Источник: Сайт “Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы”, автор – Валерий Мельников [2011]

Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. По преданию, Девпетерувский образ Божией Матери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события.

Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.

После того как перед иконой отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова.

Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Ик[. ]

Источник: Книга “Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон” [1914]

Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.

На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и сам[. ]

Изображения иконы Девпетерувская

Файл 607.jpg: | |

Размер: 567×684, 0.39 MPix, 139 Kb.

Дата: 2009-11-11, анонимно.

изображения: 33 (407) , 5 (59) .

Описание: Валерий М.,22х18 см, 2011г., Украина

Файл 12162.jpg: | |

Размер: 759×900, 0.68 MPix, 293 Kb.

Дата: 2011-02-26, анонимно.

изображения: 16 (303) , 1 (39) .

Описание: Девпетерувская. Фрагмент иконы “Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери”. Первая половина XIX века. Образ полностью соответствует описанию Е. Поселянина, но ныне распространен совершенно другой (оплечный) образ.

Файл 13734.jpg: | |

Размер: 614×700, 0.43 MPix, 72 Kb.

Дата: 2011-09-27, анонимно.

изображения: 16 (269) , 2 (37) .

Описание: Девпетерувская (подписана Депьтерукская), клейма с многочастной иконы “Неопалимая Купина”.

Файл 15215.jpg: | |

Размер: 358×344, 0.12 MPix, 43 Kb.

изображения: 7 (102) , 1 (9) .

Описание: Фрагмент многочастной иконы

Файл 18157.jpg: | |

Размер: 338×445, 0.15 MPix, 66 Kb.

изображения: 11 (78) , 2 (9) .

Описание: Фрагмент многочастной иконы

Файл 18158.jpg: | |

Размер: 163×250, 0.04 MPix, 20 Kb.

изображения: 9 (64) , 1 (9) .

Описание: Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери (Спасо-Преображенский собор в Тамбове)

Файл 18159.jpg: | |

Размер: 357×400, 0.14 MPix, 85 Kb.

изображения: 24 (172) , 4 (34) .

Описание: Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ)

Файл 18160.jpg: | |

Размер: 302×400, 0.12 MPix, 48 Kb.

изображения: 17 (147) , 1 (17) .

Описание: Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец В. Харламов. 1999 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Файл 18161.jpg: | |

Размер: 289×400, 0.12 MPix, 46 Kb.

изображения: 15 (185) , 3 (24) .

Описание: Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец О. Гундеева. 2002 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Файл 18162.jpg: | |

Размер: 254×400, 0.1 MPix, 57 Kb.

изображения: 15 (126) , 2 (12) .

Файл 23441.jpg: | |

Размер: 643×759, 0.49 MPix, 218 Kb.

Дата: 2014-02-25, анонимно.

изображения: 14 (90) , 1 (6) .

Описание: Девпетуровская (Дехтерувская)

Файл 27311.jpg: | |

Размер: 1262×1500, 1.89 MPix, 423 Kb.

Дата: 2016-06-11, анонимно.

изображения: 36 (16) , 6 (0) .

Описание: Девпетуровская. Снессорева, стр. 158: Сия икона явилась в 1592 году Древний список сего образа находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

Файл 30036.jpg: | |

Размер: 513×701, 0.36 MPix, 203 Kb.

Дата: 2017-10-24, анонимно.

изображения: 3 (0) , 0 (0) .

Описание: 10. Девпетерувская. По преданию, Девпетерувский образ Богоматери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца. Однако происхождение столь необычного ее названия неизвестно. Особенно стали чтить эту икону с 1833 года.

Мужа одной женщины по ложному обвинению заключили в тюрьму. Той во сне явился старец, повелевший найти икону и отслужить перед ней молебен, после чего мужчина был освобожден из заключения.

Икона относится к типу «Умиление» и представляет Богородицу, которая нежно[. ]

Файл 30037.jpg: | |

Размер: 405×553, 0.22 MPix, 80 Kb.

Дата: 2017-10-24, анонимно.

изображения: 4 (0) , 1 (0) .

Страницы: [1]. Всего изображений: 14. Сортировка: в обычном порядке.

[Выполнение скрипта: 0.095 секунд]

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

* Девпетерувская икона Божией Матери *

Девпетерувская икона Пресвятой Богородицы

Суббота, 1 марта (ст.ст.) 14 марта 2009 (нов. ст.)

Девпетерувская икона Пресвятой Богородицы

Явилась в 1392 году. На иконе изображается Матерь Божия со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Богомладенца покоится правая рука Богоматери. Один из древнейших списков с этой иконы находился в селе Бататкове (Батюшкове), в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда.

Другой список с Девпетерувской иконы Матери Божией был келейной иконой святителя Питирима и прославился чудесами в г. Тамбове в 1833 году. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был посажен в тюрьму, видела во сне неизвестного старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен.

Женщина исполнила все, как сказал старец, и вскоре муж ее был выпущен из тюрьмы.

с клеймами акафиста Божией Матери

1999 г., иконописец В.Харламов,

повторена в 2002 г. О.Гундеевой для местного ряда иконостаса

Село Батюшково Дмитровского района Московской обл.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события.

Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону. После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы.

Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, кто обращается к Ней с горячей молитвой и верой, получают исцеление и утешение.

На иконе изображается Богородица со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.

Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля (ст. ст.) в 1392 году. Один из древнейших списков с этой иконы был помещен в Николаевском храме села Батюшково, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим на коленях Божией Матери.

Другой чудотворный список с Девпетерувской иконы был прославлен в тамбовском Преображенском кафедральном соборе. Перед этим образом воссылал свои келейные молитвы святитель Питирим, прославляя Господа и Божию Матерь.

И ныне чудотворный образ помещен у его гробницы.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ»)

икона Божией матери «ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ»

По преданию, была келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события.

Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.

После того как перед иконой Божией Матери отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы.

В настоящее время копия этой иконы Богородицы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова.

Подлинник же – келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней, – выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином.

Похожие новости

Источник: https://xn----7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/devpeteruvskaya_ikona_molitva/

Девпетерувская икона Божией Матери

Молитва девпетерувской иконы божией матери

Авторы: Евгений Поселянин; Валерий Мельников

Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.

На этом образе Младенец Исус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Исуса.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и саму икону.

Женщина отыскала келейную икону святителя и просила отслужить пред ней молебен. Вскоре после этого ее муж был оправдан и выпущен из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова.

Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Икона представляет собой оплечный образ Божией Матери, Которая нежно обнимает Младенца Исуса, и относится к типу «Умиление».

Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. Существует предположение, что происхождение такого образа произошло из-за ошибочного прочтения надписи на Днепрской иконе Божией Матери, после чего её список назвали Девпетерувским.

Совершенно противоположное мнение утверждает, что именно Днепрскую икону назвали ошибочно, делая список с Девпетерувского образа, надпись на котором была традиционно написана сокращённо.

Предположения эти – попытка объяснить, почему согласно авторитетным источникам Девпетерувский образ был совсем другой иконографии: «На иконе изображается Божия Матерь со стоящим Младенцем Исусом с правой стороны, и на плече Исуса покоится правая рука Богоматери». Древний образ с такой иконографией по свидетельству Е.

Поселянина находился в Николаевской церкви села Батюшкова (или Бататкова) Дмитровского уезда, Московской губернии. Исходя из вышеизложенного, можно сделать два вывода: либо изначально существовали две совершенно разные иконы под названием Девпетерувская, либо оплечный образ был когда-то назван ошибочно, и впоследствии за Девпетерувским образом закрепилась именно такая иконография.

Авторы: священник Михаил Желтов; Юрий Пущаев

Эта молитва сопровождается земными поклонами, читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, за седмичными богослужениями Великого поста, кроме суббот и воскресений (а по уставу должно читаться также и при совершении службы с «Аллилуия» в седмичные дни малых постов); также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Традиционно считается произведением прп. Ефрема Сирина. Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р. Х. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин – один из великих отцов Церкви, христианский богослов и поэт. Он был сирийцем, и писал соответственно на сирийском языке. Еще при жизни его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод. Типикон предписывает читать молитву про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него: Воздѣвше руцѣ, молимся во своей мысли, глаголюще в себѣ молитву святаго Ефрема (Типикон); Егда время приближится святымъ великимъ поклономъ быти, тогда кождо воздевъ руцѣ… молится молитвою святаго Ефрема… и совершивъ молитву, творитъ поклонъ великий, елико мощи главою до земли довести… И се… о святѣй умнѣй молитвѣ… (Там же. Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой Церкви, в РПЦ и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой РПЦ с кон. XVII в., молитва включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых случаев (благовещенской и полиелейных служб, службы четверга 5-й седмицы поста и др.), а также вечерни воскресных дней поста (когда завершается литургический цикл соответствующего воскресенья и начинается служба понедельника). Старая традиция, сохранявшаяся на Руси до середины XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов во время молитвы Ефрема Сирина. В древнерусской практике на промежуточные 12 поклонов читались краткие молитвы: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуи мя грешнаго (дважды); Боже, милостив буди мне грешному; Боже, очисти грехи моя и помилуй мя; Создавыи мя, Господи, помилуй мя; Без числа согреших, Господи, прости мя. После прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись.

В большом уставе (Око церковное) есть соответствующие указания, как совершать молитву. Это свод богослужебных указаний, в основу которого положен переработанный с учетом древнерусской богослужебной практики устав Иеросалимского монастыря святого Савы Освященного, с добавлением уставных указаний из Устава св. Феодора Студита и составленных прп. Марком Мнихом так называемых Марковых глав, где изложен порядок службы при совпадении в один день нескольких праздников. Большой устав вошел в употребление в Русской Церкви в XIV в. До XVII в. он распространялся в списках, а в XVII в. трижды издавался типографским способом: при патрирахе Гермогене в 1608 г., при патриархе Филарете в 1633 г., и при патриархе Иосифе в 1641 г. Вариант молитвы, который был в богослужебном употреблении на Руси до раскола, и который до сих пор читается у старообрядцев, отличается от сегодняшнего варианта, который звучит в наших храмах, и это связано с древнегреческим языком. Вот как молитва Ефрема Сирина звучит в изначальном древнерусском варианте: Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси вóвеки, аминь. Помимо более резкого «отжени от мене» вместо «не даждь ми» на месте духа властолюбия в древнерусском варианте стоит дух сребролюбия. Связано это, возможно, с тем, что древнегреческие слова ἡ φιλαρχία (филархия) – «властолюбие», «желание первенствовать» и ἡ φιλαργῠρία (филаргуриа) – сребролюбие – очень похожи. Наши святые предшественники выбрали тот греческий текст, где стояла ἡ φιλαργῠρία. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми. В первом прошении сразу после слов «дух праздности» вместо привычного уныния стоит слово «многоделание». Это вовсе не новшество. Именно так молитва звучит в греческом языке, с которого эту молитву перевели уже на русский: Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς· При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (периэргиа) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл. При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков». Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (аргиа) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ и древнегреческого слова τό ἔργον (эргон) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…» И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету. Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»: πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς. И еще, очень интересно то, что в своем знаменитом переложении молитвы Ефрема Сирина А. С. Пушкин словно почувствовал, что слово «уныние» тут не совсем аутентично. Он объединяет праздность и уныние в «праздность унылую», и так из четырех грехов, перечисляемых в молитве, у Пушкина остается три.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи (1836).
Греческий текст молитвы Ефрема Сирина полностью: Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς. Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ. Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν. Итак, на месте уныния в перечислении грехов, от которых в этой молитве верующие просят избавления у Бога, у греков стоит многоделание, суетливость. Получается вполне логично и симметрично: многоделание или суетливость – противоположность праздности, которое является пагубным «перекосом» уже в другую сторону. Как праздность, так и излишняя активность лишают человека возможности сосредоточиться на главном, «едином на потребу». А вот похвала-песнь посту св. Ефрема Сирина: «Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна… Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост не любит мiра, ни того, что в мiре… Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата». И еще говорит св. Ефрем о посте: се ныне день спасения, се ныне время благоприятно (2 Кор. 6, 2), – цитируя апостола. «Сей святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукаваго».

Page 3

Источник: https://petrpavelhram.livejournal.com/753401.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.