Мантра и молитва отличие

Содержание

Мантра молитва йога

Мантра и молитва отличие

Религиозное чтение: мантра молитва йога в помощь нашим читателям.

Дата: 8/03/2011 / 955

Йога улучшит ваше здоровье, а в сочетании с мантрами она избавит вас от стресса, благотворно скажется на сердце и душе.

Архив:

Весь материал на сайте изложен для ознакомительных целей!

При использовании материалов, указывайте активную гипер ссылку!

Йога – домашний курс. Онлайн энциклопедия по йоге. © 2011-2017.

Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости

“…молитва веры исцелит болящего, и восставит

его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”

Любая религия включает в себя духовный опыт [1], этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика – благо.

В Священном Писании сказано: “Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Рим.1:25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным.

Священное Писание предупреждает: “…многие обольстители вошли в мир…” (2Ин.1:7). Сегодня как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь к Богу от ложного.

Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника – это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви.

Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина.

В современной России широко распространены духовные практики чуждые Православию, имеющие свои корни в неоиндуизме [2], прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций.

В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в неоиндуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству? К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все нюансы, связанные с заданной в статье темой, и многие вопросы не будут нами рассмотрены. Поэтому сразу оговоримся, что из всего имеющегося материала мы выделим лишь те аспекты проблемы, которые представляются нам наиболее важными и актуальными для российских читателей, оставляя без внимания множество интересных, но, как нам кажется, второстепенных, вопросов, связанных темой статьи. В первую очередь, определим основные понятия данной работы – “мантра” и “медитация” в рамках осмысления этих терминов в неоиндуизме.

Мантра – это “текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные” [3]. Современные тантристы учат: “мантра – это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений. – В.П.).

Обычно слово мантра переводится как “очищающая ум или сознание”, так как “ман” означает ум или сознание (манас), а “тра” – очищать…. Мантра – это Абсолют, проявленный в звуке” [4]; “…с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство” [5].

Прабхупада [6] писал : “…мантра есть комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог” [7]. Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение [8], есть мантры, цель которых – исцеление болезней [9], мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов [10].

Мантры неоиндуизма по форме напоминают магические заклинания. Существуют различные способы чтения мантр. Рассмотрим их. Джапа – это “многократное повторение мантры или имени бога с целью сосредоточения на сущности бога” [11]. Практикующему джапу “нужно сознательно вызывать эмоции… [12]” [13].

Помимо искусственно вызываемого эмоционального подъема, практика многих джап требует мысленного воображения избранного божества в области груди [14]. При этом смысл читаемой мантры может оставаться для человека, читающего ее, неизвестным [15]. Совместное воспевание различных имен неоиндуистских “богов” называется киртаном [16].

Есть вид совместных песнопений – особых мантр, называемых бхаджанами [17]. Бхаджаны, в отличие от киртана, воспевающего имена “богов” индуизма, тематически более богаты. Они “группируются в тематические блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой его изображения…” [18] и т.д .

Чтение мантр является обязательной практикой фактически всех духовных школ неоиндуизма [19], оно напрямую связано с другим видом духовной практики неоиндуизма – с медитациями. Современные тантристы утверждают: “Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации” [20].

Тому же учат и представители других духовных школ неоиндуизма: “Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном отключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы” [21]. Познакомимся более глубоко с понятием “медитация”.

Медитация [22], или дхьяна – термин из теории йоги. Дхьяна “характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию” [23].

При этом считается, что мысленная концентрация на избранном объекте медитации позволяет слиться с ним, он как бы раскрывает свою сущность медитирующему, обнаруживает перед ним свое содержание. Йог Айенгар пишет об этом процессе следующее: “Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого.

Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга” [24]. Таким образом, медитация “предполагает отождествление себя с объектом медитации” [25]. Данный подход основан на пантеистическом взгляде неоиндуизма на мир. Природа Бога и человека, равно как и природа всего мира, согласно пантеистическому учению, едина.

Отделенность человека от Бога есть следствие неверного видения себя и Бога: измените ум, настройте его правильным образом и вы увидите, что вы едины с Богом по природе, что вы – Бог, который просто забыл об этом, причем, вспомнив о божественности своей природы, вы станете Богом.

Фактически, чтобы стать Богом, нужно преодолеть, как в частности считают последователи философской системы индуизма адвайта-веданты [26], иллюзию разобщенности с Богом и делается это путем перенастройки ума, введением его в “правильное” состояние. Йог Чинамайананда пишет: “Средство излечения ума от заблуждений заключается в постоянном переобучении его…” [27].

Медитация – это средство переобучения ума. При этом Свами Шивананда разъясняет: “Космический Ум – это Универсальный Ум, сумма всех индивидуальных умов…. Человеческий ум – это только часть Универсального Ума. Научитесь погружать свой маленький ум в Космический, достигая Всеведения и Космического Сознания” [28].

Значит, медитация – это погружение человеческого ума в “Космический Ум”. Раскрывая понятие “медитация”, Йог Чинамайананда дал ему следующее определение: медитация – это “методика тренировки ума для забывания им своих поисков иллюзий внешнего мира…” [29]. Свами Шивананда пишет, что “медитация – враг ума, вызывающая его смерть” [30].

Попытаемся, подытожив все вышесказанное, дать общее определение медитации. Медитация в своем высшем проявлении – это методика тренировки или переобучения ума, с помощью которой преодолеваются “иллюзии” [31] окружающего мира, достигается погружение ума в некий “Космос” и отождествление с ним. Все это подразумевает вытеснение личности йога названной реальностью – “Космосом”.

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/mantra-molitva-joga/

В индуизме или буддизме молитва – мантра: тексты

Мантра и молитва отличие

Считается, что мантра дает человеку силу, очищает весь организм, душу и мысли. Данное сакральное слово известно благодаря буддизму и индуизму. Слова считаются в ней действительно священными, они способны очищать, наполнять человека позитивной энергетикой.

И молитва, и мантра считается духовным общением с Высшими силами. Главное отличие состоит в отсутствии материальной составляющей во время произношения. Звуком определяется основа мироздания.

Универсальная мантра

«ОМ».

Этот звук символизирует начало, который связывает творение и разрушение одновременно. Вибрация, которая наблюдается в процессе, помогает успокоиться, почувствовать гармонию, обрести душевный покой. Для того чтобы осознать окружающий мир, понять Господа достаточно произношения данной мантры.

Волшебная мантра пятого измерения

«ОМ ТЭА НАМО АХ ХУМ.

ОМ НАМО ТЭА ТЭА АЛО

ЭЛО ЭЛО ЭВА ТЭА РАТЭ

ИХТАР ИЛЛА САТЭ САТЭ

ОМ НАМО ЭЛО ГАТЭ».

(12 раз мин.)

Другое ее название – универсальная, ведь применяется при любых пожеланиях. Вы можете хотеть исцелиться, очиститься. Таким образом, вы сможете освободить свои мысли от лишней информации, концентрировать внимание на действительно важных вещах.

Мантра на здоровье

«ЧУНГ-ДО-АМА, РУНГ-НИНГ».

Используя данную мантру, следует поститься в течение целого дня, а также медитировать в лечебных целях. На следующее утро повторите слова. При регулярном повторении в утреннее время суток вы заметите улучшение своего самочувствия.

Гармоничное развитие

«ГОУР РА АНГ ГА, ХА-РИБОЛ НИТАЙ-ГОУР НИТАЙ-ГОУР ХАРИБОЛ, ГОПАЛА ГОВИНДА РАМА МАДАНА-МОХАНА».

Данная молитва мантра помогает вам, как личности расти и постоянно развиваться. После внутреннего диалога, возможно, внутренних конфликтов следует произнести текст. При желании, напевайте, или придумайте свою мелодию.

Мантра для блага других

«ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ».

Ее произносят для того, чтобы у других людей были необходимые блага.

Мантра, исцеляющая болезни

«ОМ БХАЙКАНДЗЕ БХАЙКАНДЗЕ МАХА БХАЙКАНДЗЕ РАТНА САМУ ГАТЭ СОХА».

Во время произношения следует визуализировать вашу просьбу, радостно повторяя слова во время утра или вечером.

Мантра на любовь

«ГО-ДО-СИ, РО АН-ВАТ, МОНО-РАН».

Для лучшего эффекта стоит медитировать и поститься на протяжении целого дня. Произносите негромко текст на протяжении четырех раз. Повторяйте до того времени, пока не встретите свою любовь. Не ждите мгновенного результата, но он обязательно будет.

Мантра для изобилия, радости души и успеха во всем

«ОМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ КАМАЛЕ КАМАЛАЛАЙЕ ПРАСИД ПРАСИД ШРИМ ХРИМ ОМ МАХАЛАКШМИМЙЕ НАМАХ»

Временной промежуток 16.10 – 15.11 считается лучшим временем для произношения данных слов.

Мантра для исцеления (мантра для сердечной чакры)

«СА».

Необходимо развести руки. Таким образом, вы позволяете энергии протекать между ладонями и сердцем. Представляйте этот процесс, визуализируйте свою чакру.

Мантра для избавления от зависимости

«АУМ ШРИ ГАЙЯ АДИ ШИВА ГАЙЯ АДИ КАЛИ ГАЙЯ АДИ КАЛА БХАЙРАВА НАМАХ ФОРАМ».

Мантра для закрепления результата после любых изменений

«КАТЕ КАТЕ ПОРО КАТЕ ПОРО СОМ КАТЕ БОДЕ СОХА».

Мантра для обретения удачи во всех начинаниях

«ОМ НАМО ДХАНАДАЙЕ СВАХА».

Мантра для достижения социального успеха и процветания бизнеса

«ОМ ХРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ЛАКШМИ МАМ ГРАХЕ ПУРАЙЕ ПУРАЙЕ ЧИНТА ДУРАЙЕ ДУРАЙЕ СВАХА».

Мантра для избавления от страха

«ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ ШРИ НРИСИМХА»

Наполнение энергией

«РА».

Возьмите камень гранат, который используется к чакре Муладхара. Она находится в области основания позвоночного столба. К данному место прижмите камень, затем на протяжении нескольких минут произносите мантру. Вы должны почувствовать звуки, активировать, таким образом, поврежденные на энергетическом уровне точки.

Очистительная мантра

«ОМ АХ ХУМ СО ХА».

Данный текст способствует моментальному очищению. Для лучшего результата следует визуализировать, четко представить ваше пожелание. Повторяйте слова на протяжении 108 раз. Ее распиванием занимаются буддисты, причем процесс происходит не только в храме, но и в домашних условиях.

Мантра Будды медицины

«ОМ БХАЙКАНДЗЕ, БХАЙКАНДЗЕ МАХА БХАЙКАНДЗЕ РАТНА САМУ ГАТЕ СВАХА».

Визуализируйте такую картинку. У вас над головой находится Будда Медицины, тело которого имеет темный, голубоватый оттенок. Семь раз распевайте слова утром и вечером. Регулярность имеет весомое значение. Спустя некоторое время вы почувствуете улучшение своего самочувствия. Произносите священные слова за близки, родных, которые нуждаются в этом.

Мантра для снятия зубной боли

«АУМ ШРИ МАХАЗУРДИВИЙЯ НАМАХ».

Мантра для радости, наслаждения жизнью и любовью

«ОМ ШРИ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИДЖАНА ВАЛАБХАЙЯ НАМАХ».

Мантра для успокоения сердца и защиты от всякого зла

«ГАТЭ ГАТЭ ПОРО ГАТЭ ПОРО СОМ ГАТЭ БОДХИ СВАХА».

Она защищает от негативных действий, это своего рода совокупность любви Господа. Именно оно оберегает от злых сил, неприятностей, которые поджидают человека.

Мантра жизнедающая, исцеляющая, наполняющая силой и радостью

«ОМ ТРИЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТИЙОР МУКШИЙЯ МАМРИТАТ».

Перед тем, как выйти в свет, произнесите священные слова. Такая процедура поможет вам настроиться на нужный лад, наполниться радостью, обрести уверенность. Она способна уберечь человека от болезней, или наладить отношение в семье. Для незамужних девушек – это отличный помощник в скором времени поменять ситуацию, обрести истинную любовь.

Мантра, устраняющая препятствия и дающая радость жизни и духовное озарение

«ОМ ШРИ РАМА ДЖАЙЯ РАМА ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ РАМА».

Мантра для легких

«У».

Вибрация в легких ощущается при произношении данного звука. Считается, что при продолжительном потягивании, вы ощутите энергию из космоса, которая вас наполнит.

Мантра для женщин

«АУМ ПАРАМАТМАЙЯ БРАХМА АУМ ТАТ САТ, СОХАМ, ВИДЖАМ».

Мантра для лечения заикания

«ДААЗАМААТОМ

ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ».

Считается, что такие слова оказывают очищающий и мощный эффект. Они помогают избавить человека от негативных мыслей, настроить его на позитивные эмоции.

Сильная очищающая мантра

«АУМ АПАВИТРО ПАВИТРО ВА

САРВАВАСТХАН ГАТОПИВА

ЙА ИСМАРЕД ПУНДАРИКАКШО

СА ВАХИЙЯ АБЬЯНТАР СУЧИХ АУМ».

Нечистое и злое уходит, покидает жизнь человека после произношения очищающей мантры.

на тему: 9 золотых мантр

Выводы

Мантра – это также способ духовного общения. Выделяют множество его вариаций, подберите для себя нужный вариант и смело используйте.

Считается, что для большего успеха, вам необходимо записать ваше пожелание кратко и наиболее конкретно на листе бумаги. Важно самостоятельно написать его, печать будет в этом случае неприемлемой. Необходимо 108 раз переписать слова, при этом постоянно произносить их вслух.

Источник: http://velikijpost.ru/molitva-mantra/

Чем мантра отличается от молитвы?

Мантра и молитва отличие

Молитва — понятие, которое существует во всех религиях – это обращение к Богу или какому-либо святому.

Мантра  — древнее санскритское слово.  Корень «ман» означает «думать», «тра» — «очищать, освобождать». Таким образом, мантра – это мысленная форма передачи и накопления высокой духовной энергии, которая может освободить верующего от власти этого физического мира.

Мантры, как и молитвы, имеют те же категории и свойства:

  • прославляющие Бога;
  • призывающие божеств, святых;
  • призывающие Милость;
  • защитные;
  • просящие поддержку и благословение;
  • обладающие силой влияния на внешние элементы.

К последнему пункту можно отнести мантры, в кодовую основу звукосочетания которых заложено воспроизведение определенной вибрации, которая производит воздействие на природные элементы, других существ.

Сила таких мантр может быть использована как самостоятельное средство для достижения каких-либо благих целей, например, также как и молитвой, мантрой можно изгонять вредящих духов, исцелять.

Основное отличие мантр от молитв:

1.

Мантры традиции индуизма и буддизма написаны на древнем языке санскрит (деванагари), изначально санскрит использовался именно для передачи духовных знаний, поэтому на нем написаны мантры, священные писания – каждая буква санскрита излучает определенную духовную вибрацию – это мистический язык силы и священный, неискаженный  канал получения Знаний. Русскоязычный практикующий индуист или буддист читает мантры в их изначальном виде – на санскрите. В отличие от молитв, мантра может состоять всего из нескольких слов, которые будут нести очень большой смысл и силу.

2. Молитвы содержат в большей степени смысловую передачу, которая должна выражаться в форме прямой речи от верующего к Господу, так как это очень важный момент, то все молитвы подлежат переводу на язык молящегося. Таким образом, сила молитвы будет в большей степени зависеть от веры и искренности молящегося.

Тем не менее, определенный порядок слов, их сочетание, имеют важное значение в молитве, хотя здесь уже идет речь не о самой вибрации молитвы (в отличие от мантры), а о неискажении того смысла, что был заложен в молитву изначально передавшим ее святым, пророком, Господом.

 В отличие от мантр, молитву можно получить самостоятельно за счет духовного прозрения, в состоянии религиозного экстаза – мантры же остаются неизменными на протяжении веков.

Итак, как же образуется сила молитвы и сила мантры

Во время молитвы верующий полностью концентрируется на объекте молитвы, призывая его благословения (возьмем такой пример молитвы, как самый распространенный). При этом он полностью обнажает свою душу, не тая ее темных сторон, и одновременно раскаиваясь в своих грехах.

Очищение души делает ее благодатным сосудом для принятия Божественной милости, благодати, благословения.

Так как наша душа хранит неисчерпаемую память о совершенных омрачениях, то и создание устойчивого канала связи с Богом, который позволит постоянно находиться в благодати, занимает подчас не один десяток лет, из которых многие годы могут быть посвящены аскетическим практикам, монашескому подвигу и подвижничеству. Когда этот канал не прерывается ни днем, ни ночью, начинается трансформация верующего в святого.  Молитва – самый прямой путь к Богу через веру и самоотдачу.

Мантра требует не меньшей концентрации при ее практике, чем молитва, а в чем-то даже и большей – за счет ее краткости и ритмичности легко перейти на автоматическое повторение мантры и потерять концентрацию на ее смысле. В мантре важно сохранять четкость произношения во всех трех вариантах ее начитывания: вслух, шепотом, мысленно.

 Мантра наращивает свою силу при каждом осознанном повторении, для этого используются часто определенные числа для каждый мантры – сколько кругов нужно повторить мантру, чтобы она обрела силу. Эта духовная сила по своей сути будет аналогична духовной силе,  накопленной при повторении молитвы, она также приведет к опытам прозрения.

Благодаря тому, что индуизм почитает несколько сот тысяч богов, которые как аспекты Господа проявляются в нашем мире, то и мантра имеет более широкий спектр применения. Мантры к определенным божествам, отвечающим за различные сферы влияния на судьбу, позволяют изменить ее в лучшую сторону.

Мантра не всегда является обращением к божеству, некоторые мантры служат для активизации трансцендетного сознания, с которым мы не чувствуем связь за счет ограничений физического тела, но которое играет важнейшую роль в познании иллюзорности (ничтожности) личного «я» — эго. Мантра может вести верующего как путем самоотдачи, так и путем получения опыта переживания своей истинной природы.

Ну и напоследок можно сказать, что способы, используемые в религиозных традициях, по-своему уникальны и их не стоит смешивать. Каждый из них проверен веками на тех, кто стал духовными наставниками, проводниками истины. Придерживаясь методов своей традиции, вы ступаете по надежному пути, который приведет вас к нужной цели.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://eraofunity.world/chem-mantra-otlichaetsya-ot-molitvi/

Несколько слов о Мантрах

Мантра и молитва отличие

Согласно философии древнеиндийских мудрецов, вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности, недоступной познанию посредством интеллекта.

Эта Трансцендентная Реальность или, в терминологии индуизма, Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой – в форме бесчисленных центров сознания или душ.

Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей).

Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции – это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации.

Все без исключения живые существа в этом мире стремятся к счастью. Но многие ли его достигают? Несмотря на огромные успехи человеческого интеллекта, повсюду в мире можно видеть боль, страдания, смерть.

И всё же на земле есть и всегда были те немногие, кто, обретя истинное и абсолютное знание, пребывают в постоянном блаженстве, помогая человечеству в достижении того же.

Именно они – мудрецы и йоги – говорят нам, что источник счастья можно найти только внутри самого себя, подняв своё сознание на высший, божественный уровень, через преодоление иллюзий и ограничений низшей жизни. Для этого человек должен стать на путь духовного совершенствования.

Мантра как инструмент садханы

Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы йоги и т.д.

На санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею – садхакой (Садхака – человек, занимающийся духовной практикой, то есть практикующий садхану [реже – садхак: жен. род. – садхика]).

Садхана – это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень “садх” означает “прилагать усилие”) вплоть до достижения конечной цели человеческого развития – единения с Богом.

Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.

Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр.

Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. “В начале было Слово” читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как “В начале был Логос”. В Ведах говорится: “Праджапатир Ваи Идам Асит. Тасья Ваг Двитийя Асит” – “Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)”.

Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово.

Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабдабрахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль.

Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.

В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл.

“мантра-семя”, то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики.

Если мантра – это сила Бога, то “овладение” этой силой ведёт к постижению Бога.

Духовное назначение мантры

Согласно определению, мантра – это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.

Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное – её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.

Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение.

Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре и т.д.

Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания. 

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество – дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога – какую-либо его функцию или силу.

Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение.

Отсюда – мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали ( Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д.

По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании).

Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках.

Вторые – специфически индийский тип – предназначены для духовной практики.

Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания.

В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания – это изменение состояний сознания.

Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую мантра-йога. Каждая форма садханы имеет свою цель.

Цель мантра-йоги – достижение полного единения сознания садхаки с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу мантра-йоги.

Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти.

В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. “сознание мантры”), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой.

Единение сознания садхаки и сознания Дэваты – это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью мантра-йоги.

Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата.

Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, – она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель).

В этом случае считается, что мантра уже “пробуждена” и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может “пробудиться” сама.

Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.

Джапа

Джапа – это повторение мантры с целью достижения опыта более высоких состояний сознания. Повторение мантры производит определённые вибрации на различных планах.

Эти вибрации, в свою очередь, воздействуют на различные тела садхаки и производят в них изменения, перестраивают их материю.

В результате изменений происходит очищение и гармонизация различных проводников сознания таким образом, что становится возможным проявление более высоких состояний сознания.

Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на тонкое (эфирное) тело садхаки и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что манасика (ментальная) джапа является наиболее эффективной.

Ментальное повторение мантры имеет несколько стадий. На первой стадии ум концентрируется на самих звуках и осознаёт только их. На второй стадии вместе со звучанием слов автоматически осознаётся и их значение. На третьей стадии вместо значения отдельных слов осознаётся значение всей мантры в целом.

При долгой практике и концентрации общая идея всей мантры становится всё более и более устойчивой и практически постоянно присутствует в уме.

На этой стадии, хотя мантра продолжает произноситься мысленно, слова уходят на второй план и (подобно индийскому музыкальному инструменту – танпуру) просто создают общий фон для основной идеи, постоянно присутствующей в уме. Это тот уровень, которого может достичь обычный садхака.

Однако, если практикующий джапу желает постичь реальность, которая находится за пределами ума, он должен превзойти уровень ума, поднявшись на четвёртую стадию практики, которая, фактически, знаменует собой стадию самадхи (состояние транса).

Это достигается посредством совершенной преданности объекту поклонения.

В этом случае садхака перестаёт осознавать себя, и его сознание полностью сливается с идеей, постоянно присутствующей в уме, в результате чего происходит полное познание объекта.

Для того чтобы достичь этой стадии, садхака должен объединить все свои силы, используя свою эмоциональную природу, концентрацию ума и волевое усилие. Практика джапы становится эффективнее в том случае, если её сопровождать визуализацией избранного божества.

В принципе, не так важно, где и каким образом создавать образ, так как он всё равно формируется в уме. Подходящим местом для этого считается духовное сердце, символически расположенное в центре груди. Важно самим формировать образ божества в уме.

“Когда ум создаёт форму Бога, – говорит Шри Сатья Саи Баба, – он сам становится этой формой, и сам Бог наполняет форму своей Божественностью”.

Источник: https://osoznanie.org/465-neskolko-slov-o-mantrah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.