Конспект урока музыки перезвоны молитва

Конспект урока перезвоны молитва

Конспект урока музыки перезвоны молитва

Самое подробное описание: конспект урока перезвоны молитва – для наших читателей и подписчиков.

образовательная – знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;

развивающая – совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитательная – прививать любовь и уважение к искусству.

Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».

2.Повторение пройденного материала.

3.Знакомство с новой темой.

6.Продолжение знакомства с новой темой.

Задание: о чем поет? В каких грехах раскаивается он перед Богом?

8.Итоги урока. Выставление оценок.

В. Гаврилин «Перезвоны»

«Осень» В. Гаврилин.

Б. Окуджава «Молитва»

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.

Познакомимся с «Перезвонами» (слайд 4). «Перезвоны» – это хоровая симфония – действо, написанная для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных инструментов и чтеца. Вершина творчества В. Гаврилина (слайды 5,6,7).

Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы Она складывается из самых разных номеров – массовых народных сцен, монологов, колоритных зарисовок народной жизни. Симфония имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору (слайд 8). Корни искусства В.

Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.

Вспомним лесенку (стаккато, легато).

Я сыграю вам фрагмент песни, угадайте, что это за песня (звучит фрагмент).

Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садимся на место).

В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде. Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение.

Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. (слайд 2) Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как «Скоморохи», «Свадьба».

Так же писал музыку к кинофильмам (слайд3).

(разучивание 1го куплета по фразам, отдельно мальчики, отдельно девочки, все вместе)

Я работаю в средней общеобразовательной школе учителем музыки и ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими образцами классической.

Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями

Цель: ознакомление с произведением А. Баркова «Березкины слезы». Закрепление знаний о жанрах русской народной песни, введение школьников.

Обучать навыкам исполнения русской народной музыки используя музыкальные инструменты деревянные ложки, трещотки, рубель, колокольчики.

Обеспечить усвоение учащимися знаний о духовной музыке, сообщить учащимся начальные сведения о разновидностях духовной музыки и ее.

Существующие государственные программы и учебные пособия по музыке обращены, прежде всего, к русским школам России, с достаточно.

Боге. Не случайно они дошли до нас, дабы и мы нашли свой путь к Богу через свою молитву. Существуют разные молитвы: молитва-прошение.

Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем.

Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он “вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой.

Волк и козлята” и бурятской народной сказки “Глупый волк”. Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и бурятской.

Урок музыки в 6 классе Тема: Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва

образовательная – знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;

развивающая – совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитательная – прививать любовь и уважение к искусству.

Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».

Планирование уроков музыки в 3 классе четырехлетней начальной школы по программе «Музыка» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина.

Сегодня речь пойдет о древней русской духовной музыке, основным жанром которой является знаменный распев. Знаменный распев – основной.

Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков

Доказать учащимся способность музыки и песни воздействовать на организм человека, показать оздоровительные свойства музыки

Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» должны решаться в неразрывном.

Знакомство с музыкой немецкого композитора В. Моцарта и с произведениями духовной музыки Д. Бортнянского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А. С пушкина», с. Берново.

Тема моей работы – «Влияние музыки на человека». Я выбрал эту тему не случайно, а потому, что я учусь в музыкальной школе. Я учусь.

Атрибуты для фокусов, ромашку с отрывающимися лепестками. запись «космической» музыки, песенки Крокодила Гены, танца «Маленьких.

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Технологическая карта урока музыки для 6 класса на тему: «Перезвоны. Молитва»

Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/konspekt-uroka-perezvony-molitva/

Тема урока Тип урока

Конспект урока музыки перезвоны молитва

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Расширение и углубление знаний.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».
  • В.А.Моцарт «Авэверум».
  • П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
  • Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

тематический устный опрос отзыв о произведенииОбразы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  • Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежu001fность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

текущий устный опрос

Page 3

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

  • Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)
Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.

Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.

Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,

Текущий Устный опрос Презентация к уроку

Page 4

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Традиционный урок.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке.

  • Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Знать– значение терминов –транскрипция, сюита.

Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская – зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям.

текущий устный опрос

Page 5

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.

Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».

Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

текущий устный опрос

Источник: http://ist.na5bal.ru/literatura/13454/index.html?page=3

Музыка в храме

Конспект урока музыки перезвоны молитва

Елена ТАРШИНА,
учитель музыки МОУ СОШ № 46 г. Кирова

Урок для учащихся 2-го класса

Музыка очищает душу человека.

А. Вивальди

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Оборудование. Изображения храмов, аудиокассеты с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, таблица «чувств», карточки длительностей.

Оформление доски. Тема урока, портрет П.И. Чайковского, а также изображения Трифонова монастыря и Серафимовской церкви, картины природы, по ходу урока вывешивается таблица «чувств», а на нотном стане — упражнение «Снег».

Ход урока

Музыкальное приветствие

Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель.

Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского.

Учитель.

Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

 Беседа по теме урока

Учитель.

 Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас на Вятке много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города находится Трифонов монастырь — древнейший в крае храмовый ансамбль.

Его основателем был выходец из Архангельской губернии Трифон, который в 1580 году прибывает в Вятский край, где и решает построить монастырь.

А неподалеку находится Серафимовская церковь — одно из красивейших произведений местных мастеров.

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. (Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва» ) и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель.

Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси. Сделай, чтоб лучше жилось на Руси. Сделай, чтоб стало тепло и светло, Солнце чтоб ясное в небе взошло. Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель.

Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола.

Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге…

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель.

Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Обобщение

Учитель.

Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден Будь честен перед собой, И ты никогда не обманешь другого.

Люби… Мир тебе.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Вокально-хоровая работа

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель.

Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

Дети. Свечу.

Упражнение «Свеча» (на дыхание)

Учитель.

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Упражнение на гласные звуки

(выработка чистого унисона, округлости звука).

Учитель.

А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Дети. Куполом.

Учитель.

Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примарного звучания ого аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

Упражнение «Снег» (на звуковедение)

Исполнение по нотной записи, с показом карточек длительностей, которые были сделаны детьми дома: на одной карточке — четвертная нотка, на другой — восьмая. (Приложение 1)

Учитель.

Какой цвет преобладает сейчас в природе?

Дети. Белый.

Учитель.

А белый цвет — это цвет чистоты, свежести, легкости. Следующее упражнение «Снег» поем очень выразительно, плавно, с названием нот.

А второй раз — со словами и с показом карточек длительностей без сопровождения — а капелла. (Дети закрепляют это понятие.)

Организация игровой деятельности

Игра «Ели»(на дикцию, координацию движений)

Учитель.

Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Дети. Перерыв в звучании.

Учитель.

Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе стихотворение Ирины Токмаковой «Ели» (см. приложение 2), которые так красивы в снежном убранстве, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель.

Да, все дружно и весело играем. А какие праздники встречают зимой?

Дети. Новый год, Рождество.

Учитель.

А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель.

В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий — Иисус Христос. Для нас праздник Рождества — это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы.

Исполнение песни «Тихая ночь» Ф. Грубера

Учитель.

Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)

Итог урока

Учитель.

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

Литература

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2003.

Методика работы с учебниками. Музыка: 1–4 кл. Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 2 кл. (аудиокассета).

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2000.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2001.

Детский альбом

Посвящается Володе Давыдову

Утреннее размышление

№ 1 Соч. 39 (1878)

И.Токмакова

 Ели

Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)
До небес макушки (руки поднять вверх)
Слушают, молчат (руки к ушам, потом к губам),
Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой).
А внучата — елочки (присесть),
Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами)
У лесных ворот (соединить над головой руки)
Водят хоровод (покружиться один раз вокруг себя).

Тихая ночь

Международный рождественский гимн

2. Вдруг пастухов трепет объял: Яркий свет засиял, Светлый ангел летит с небес, Пастухам он приносит весть,

Что родился Христос. (2 раза)

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200700118

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.