Икона богородицы владимирская ростовская молитва

Содержание

Икона Владимирской Божьей Матери: значение и история. Молитва Владимирской иконе Божией Матери

Икона богородицы владимирская ростовская молитва

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Божией Матери. Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее апостол Лука тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году – в Третьяковскую галерею, а в 1999 году – в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась чудотворной икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери – это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери – самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. Икона Владимирской Божьей Матери стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая – празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, – появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона – это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери “Млекопитательница” очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.

Источник: http://fb.ru/article/160331/ikona-vladimirskoy-bojey-materi-znachenie-i-istoriya-molitva-vladimirskoy-ikone-bojiey-materi

Молитва Владимирской Божьей Матери

Икона богородицы владимирская ростовская молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимирская Божья Матерь перебывает в Божьем Царстве. Она может видеть не только славу своего Сына, но  страдания людей на земле. Она заботлива и любящая мать для христиан.

Именно поэтому она нашему раскаянию очень радуется, а вот грешным и сошедшим с пути истинного огорчается.  Молитва Владимирской Божьей Матери неоднократно творила настоящие чудеса.

Сила искреннего обращения к ней спасла в свое время Русь от захватчиков вражеских, чем принесла войску нашему победу.

Молитва Богородицы Владимирской и ее сила

Человеческое сердце наполняется счастьем и любовью при взоре на нежный образ Марии, на руках у которой ее долгожданный сын. Именно поэтому рекомендуется обладать ее образом в любом доме, что позволяет избавиться от чувства ненависти и гнева, а также существенно усмирить порывы страсти.

Помимо этого молитва Владимирской Иконе Божией Матери помогает в таких вопросах, как:

  • наставление на богопослушание и веру во Всевышнего;
  • примирение сторон, враждующих неопределенный период времени;
  • избавлении от хвори и недугов.

Молебень довольно емкая, что позволяет мирянам сконцентрировать свое внимание на проблеме насущной, а также вложить в молебны просьбы все силы и энергию. И, что немало важно, молитвенные слова должны быть искренними и исходить из самого сердца.

Мольба с просьбой об исцелении этому Святому образу помогает вылечить:

  • заболевания сердечнососудистой системы,
  • расстройства нервной системы,
  • и сосудистые заболевания.

Также обращаются к образу Девы Марии о здравии и благополучии родителей пожилых.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Существует предание, согласно которого Божья Матерь прикоснулась к своему образу иконописному и произнесла – да прибудет благодать Моя и Сына моего.

Обращаясь за прозрением и стоя перед иконой Владимирская, Вы обязательно  получите помощь.  Искреннее обращение позволяет не только прозреть в переносном смысле, но и наяву.

Множество людей, во время обращения за помощью об излечении глазных заболеваний, исцелялись и забывали обо всех недугах.  Искреннее обращение способствует прозрению духовному, очень усиливает чувства веры, оберегает от лжепророков и заблуждений — вот в чем помогает сила образа.

Молитва перед иконой Владимирская – как правильно читать?

Очень часто к Святому образу обращаются женщины, на протяжении долгого периода времени страдающие бесплодием. Им мольбы о даровании возможности почувствовать вкус материнства никогда не остаются не услышанными.

Обязательно к прочтению:  Молитва Божьей Матери “Споручница грешных”

Также и мужчины к Ней обращаются за помощью при начинаниях серьезных. Богородица всегда поддерживает людей, которые обращаются с просьбой сопровождать и благословить перед неприятной беседой, а также оберегает от неприятных деяний и врагов.

  • Таинство просьбы в молитве требует обязательного освобождения от мыслей ненужных и полной внимательности и концентрации во время прочтения текста.
  • Не достаточно обладать просто превосходным дорогостоящим ликом в своем жилище. Иконе нужно приклонятся и постоянно молиться, что позволит почувствовать ее действие.
  • Помимо этого Вы сможете прочувствовать невидимую связь между Всевышним, которая постоянно будет оберегать и отводить от Вашего дома невзгоды и беды.

Во время вторжения иностранного войска перед иконой совершались ритуалы массовой молебени. Сила энергии, посылаемой Всевышнему,  зависела от количество людей, молящих о мире и добре. И в этом Святой образ помогал им завершить бой с минимальными потерями, что без помощи Господа просто не могло произойти.

Молитесь искренне, и Господь Бог обязательно оглянется на ваши страдания и не отвернется от Вашей беды.

Молитва перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих российским людем от Тебе бывших, отдревле и доднесь от чудотворныя иконы явленных, и ныне Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойный рабы Твоя, яви нам милость Твою, и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла, и сохранитися всякому граду и веси и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани.

Испроси христолюбивому народу нашему благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение.

Сохрани и умудри пастырей Церкве, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины: укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть: низпосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющымся Ти и молящымся пред цельбоносною Твоею иконою.

Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице; Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пречистая Богородице; Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице.

Под Твой покров притекаем: молитвами Твоими низпослй нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего жития безгрешно прейти.

Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси и упование видиши: темже даруй нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние, избави же нас от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя.

Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в Страшный же день Суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.»

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/molitva-vladimirskoj-bozhej-materi/

ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – Древо

Икона богородицы владимирская ростовская молитва

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

Празднование 21 мая, 15 августа

Явление

Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика, однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем.

Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз.

Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски.

Когда это было сделано, оказалось что на них – священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных – святые. Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов. Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе.

Пребывание в Ростове

Чтимая икона Божией Матери в Ростовском соборе неоднократно была прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Её перенесли в новую дубовую церковь.

Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена, но огонь и в этот раз не коснулся святого образа. После возведения нового Успенского собора в камне, икона была перенесена в него.

В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

По оценке обзорной статьи Вахриной и Щенниковой митрополит Иона (Сысоевич) “соединил” сказание Киево-Печерского Патерика о чудесно написанной иконе Богородицы с чтимым в Успенском соборе Ростова образом и лишь после этого – “вероятно, вскоре после 1686 г.

, когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии” – в Ростове началось почитание Владимирской-Ростовской иконы как связанной с преподобным Алипием [1].

В тот период в нише алтаря Успенского собора, за образом Владимирской иконы в иконостасе, появилось настенное изображение преподобного Алипия.

Вскоре за тем по заказу митрополита Иоасафа (Лазаревича) был сделан список для замены (обветшавшей?) древней чтимой иконы, которая была отмечена как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 года. Новый список был выставлен на месте древней святыни, слева от царских врат собора.

Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена “тщанием” митрополита Иоасафа (Лазаревича) в 1695 году, оклад рамы – в 1696 году. В 1701 году митрополит Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету (“златницу”) на помин души патриарха Адриана.

В XVIII-XIX веках почитание иконы распространилось за пределы Ростова по его окрестностям. В 1743 году священномученик Арсений (Мацеевич) установил 2 июля ежегодный крестный ход с ростовской святыней в Ярославль и по сёлам Ростовского уезда.

В 1795 году к раме иконы были прикреплены семь накладных изображений, выполненных чернью, с сюжетами и надписями об истории иконы, взятыми из Киево-Печерского Патерика; их появление, видимо, связано с указом Синода от 1762 года, дозволившим вносить киевских святых в общий Московский месяцеслов.

С иконы было сделано несколько списков. В 1855 году Городское общество Ростова заказало местному художнику-иконописцу А. Ф.

Крылову список с иконы с ростовскими святыми на полях для 128-й ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшего в Крымской войне. После возвращения дружины список был также поставлен в Успенском соборе Ростова.

Как главная Богородичная святыня Ростова, Владимирская-Ростовская икона в XIX веке изображалась на иконах с избранными ростовскими святыми и на гравюрах с видами Ростова.

Cписок XVII века оставался на прежнем месте в соборе до начала XX века. Крестные ходы со святыней продолжались до 1920-х годов по специальному разрешению местных властей и прекратились около 1929 года после передачи иконы в музей. В 1929 году чтимая икона-список поступила из Успенского собора в Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль”. В 1995 году икона была отреставрирована.

Описание

Чтимый соборный список XVII века по своей иконографии и размерам (103,5 x 76,6 см) соответствует древней Владимирской иконе из Успенского собора Московского Кремля.

По своим художественным особенностям икона является типичным произведением конца XVII века, характерным для мастеров Оружейной палаты.

На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII веке.

Фон и поля иконы покрывал кованый “сребропозлащенный” оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа – массивная риза с чеканным орнаментом.

Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках.

Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные.

Литература

  • ПЛДР XII в., М., 1980, с. 592-597 (ст. “О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце”, Киево-Печерский Патерик).
  • Толстой М. В., “Древние святыни Ростова Великого”, ЧОИДР, 1847, кн. 2, с. 21.
  • Н. К. [Корсунский Н. Н.], Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору, Ярославль, 1873.
  • М. и В. Успенские, Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев, СПб., 1901, с. 16-18, ил. 3.
  • Титов А. А., Ростов в его церк.-археол. памятниках, М., 1911, с. 24-25.
  • Талицкий В. А., Ростовский Успенский собор, М., 1913, с. 38-40.
  • Ровинский, Обозрение иконописания, с. 122.
  • Кондаков Н. П., Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения, СПб., 1911, с. 172.
  • Анисимов А. И., “Домонгольский период древнерус. живописи”, он же, О древнерус. искусстве, М., 1983, с. 326.
  • “Письма И. Э. Грабаря из экспедиций”, Грабарь И. Э., О древнерус. искусстве, М., 1966, с. 245.
  • Пуцко В. Г., “Ростовское серебряное дело XVII в.”, Mysej применене уметности, Београд, 1975/1976, Зб, 19/20, с. 121.
  • Пуцко В. Г., “Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.”, Wiener Slav. Jb., 1979, с. 84.
  • Сазонов С. В., “Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора”, СРМ, 1995, вып. 8, с. 63-75.
  • Вахрина В. И., “К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого”, ИХМ, 2002, вып. 6, с. 197-213.
  • Вахрина В. И., “Иконы Ростова Великого”, М., 2003, с. 136-140, 296-297.

Использованные материалы

  • Вахрина В. И., Щенникова Л. А., “Чудотворная В. и. «Ростовская»”, раздел ст. “ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ”, Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009:
    • http://www.pravenc.ru/text/154962.html
  • Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО “Православный журнал «Отдых христианина»”, 2002:
    • https://www.sedmitza.ru/lib/text/440302/

[1]  Вахрина В. И., Щенникова Л. А., “Чудотворная В. и. «Ростовская»”, раздел ст. “ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ”, Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009, http://www.pravenc.ru/text/154962.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676680.html

Владимирская икона Божией матери: значение, описание, молитвы, история

Икона богородицы владимирская ростовская молитва

Святой образ не раз помогал русскому воинству побеждать в решающих битвах – это одна из самых чтимых святынь Русской православной церкви, которая установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери.

Как Святой образ оказался на Руси

По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы на доске стола, за которым трапезничали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Дева Мария, увидев Свое изображение, молвила: “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет”.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

Репродукция иконы «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля

Икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года, затем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в Киев в дар Святому князю Мстиславу.

После прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в одном из северных пригородов Киева — Вышгороде. Слухи о ее чудесных творениях ходили по всей Руси.

Как икона получила свое название

Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1155 году. Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону и в пути усердно молился перед ней.

После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Все попытки заставить их идти дальше были безуспешны. Даже после смены лошадей ничего не изменилось.

Удивленный князь стал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась Богородица, которая повелела ему оставить чудотворную икону во Владимире, и построить собор, который станет для нее домом. Князь поставил икону во Владимире и с тех пор образ получил название – Владимирская икона Божией Матери.

Покровительница русского народа

Впервые икону принесли в Москву в 1395 году, когда завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) со своими ордами вторгся в русские земли, взял город Елец и направился к Москве.

Московский князь Василий Дмитриевич, который правил с 1389 по 1425 годы, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

© photo: Sputnik / Иван Шагин

Успенский собор Московского Кремля

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!”

По преданию, в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре — во сне он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена, которая повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения, на что знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам повернуть обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Одна из величайших святынь России

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях российского государства и считается одной из величайших святынь России.

Так, во время нападения татар на Москву в 1451 году, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

А в 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами — противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась.

Это “великое стояние на реке Угре” закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В очередной раз вражеские полчища подошли к Москве в 1521 году, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник, который отмечают 3 июня.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Крестный ход с Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери

С иконой Владимирской Божией Матери народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство. С этой иконой встречали войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков и так далее.

Важнейшие события русской церковной истории также свершались пред Владимирской иконой Матери Божией. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (1917 году).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 3 июня 1971 года.

Переезд в новый дом

Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор в 1480 году. Во Владимире же остался точный список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

© photo: Sputnik / Алексей Бушкин

Икона художника Андрея Рублева “Владимирская Богоматерь” (1408 г.)

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Восьмого сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Описание Святого образа

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется “Елеуса”, то есть “Милующая, Умиление”.

Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он — к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне — образ Богоматери с Младенцем, на обороте — престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами “под мрамор”, поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные.

С Владимирской иконы Божией Матери часто писали списки, часть из которых получили особые названия и являются чудотворными.

Точная копия чудодейственной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится и в Кафедральном соборе “Самеба” (Пресвятой Троицы). Дар Патриарха Московского и Всея Руси был доставлен в Грузию в сентябре 2009 года.

В чем помогает

Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.

Пресвятая Богородица помогает найти истинный путь, принять верное решение, дает силы преодолеть тяжелый период жизни, укрепляет веру, защищает от вражды, избавляет от греховных помыслов и смуты.

Божья Матерь исцеляет и от физических недугов, особенно часто Ей молятся об исцелении болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, но и духовное.

Богоматерь также способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны.

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных.

И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани.

Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.

Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.

Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя.

Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170602/236204345/Vladimirskaja-ikona-Bozhiej-materi-znachenie-opisanie-molitvy-istorija.html

Икона Владимирской Божьей Матери: значение и история Молитва Владимирской иконе Божией Матери

Икона богородицы владимирская ростовская молитва

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Божией Матери. Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.