Богиня исида молитва

Исида – одна из величайших богинь древности

Богиня исида молитва
30 октября 2017 | Категория: Египет

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

Исида – самая почитаемая богиня Древнего Египта

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её.

Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов.

В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон».

Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон.

Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер.

В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего.

Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары.

Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды».

Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто.

Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э.

римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде. Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги.

В частности, после того как Сет убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания.

По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора.

Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом.

Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Источник: https://archeonews.ru/isida/

Исидор. Первый гимн Исиде

Богиня исида молитва
veris_sacri

Исидор (ΙΙ в. н.э.)
Первый гимн Исиде

Подательница богатства, царица богов, владычица Гермуфис (Ἑρμοῦθι ἄνασσα),

Вседережительница, прекрасная Тихе, многоименная Исида,
Вышняя Део, изобретательница всякой жизни,Ты всемерно позаботилась, чтобы дароватьВсем людям жизнь и правильное устройство жизни,И научила их обычаям, чтобы хоть в чем-то восторжествовала справедливость,И обучила ремеслам, чтобы жизнь была в радость,И открыла, благоцветущая, природу всех плодов.По твоей милости существуют небосвод и вся земляИ дыхание ветров, и солнце с приятным огнем.Твоей силой наполняются все русла Нила,Каждый канал, и бурлящая вода исходитНа всякую почву, чтобы произвести нескудеющий урожай.Все смертные, какие живут на бескрайней земле,Фракийцы, и эллины, и варвары, сколько их ни есть,Твое прекрасное имя, многочтимое за всё [что ты делаешь],Произносят все на своем языке, каждый народ – на языке своей родины.Сирийцы зовут тебя Астартой Артемидой и Нанайей,Род ликийцев называет владычицей Лето,А фракийские мужи зовут Матерью Богов,Эллины же – Герой великопрестольной или же Афродитой,И прекрасной Гестией, и Реей, и Деметрой,Египтяне же Тиуис (Θιοῦις) – ибо ты еси одна всеТе другие богини, которым народы дают имена.Владычица, я не перестану воспевать твою чудесную силу,Бессмертная спасительница, многоименная, Великая Исида,От войны ты хранишь города и всех [их] граждан,Их самих и их жен, и имущество, и милых детей.Те, кто под смертным приговором пребывают в темнице,Те, кто мучительно страдают бесконечными бессонными ночами,И те мужи, что скитаются по чужим странам,И те, кто плывет зимой по великому морю,Люди, погибающие в сотрясаемых [бурей] кораблях –Они все спасаются, если помолятся, чтобы ты была рядом.Услышь мои молитвы, имеющая многосильное имя,Будь милостива ко мне, освободив [меня] от всякой беды.Исидор написал.

[Вырезано на стене у входа в храм в Нармуфисе (совр. Мидинет Мади), южный Файюм, Египет].

Оригинал:πλουτοδότι βασίλεια θεῶν, Ἑρμοῦθι ἄνασσα,παντοκϱάτειρα, τύχη ἀγαθή, μεγαλώνυμε Ἶσι,Δηοῖ ὑψίστη, ζωῆς εὑρέτρια πάσης,παντοίων ἔργων ἐμέλησέ σοι, ὄφρ’ ἀναδοίηςἀνθρώποισι βίον τε καὶ εὐνομίην τε ἅπασι,καὶ θεσμοὺς κατέδειξας, ἵν’ εὐδικίη τις ὑπάρχῃ,καὶ τέχνας ἀνέδωκας, ἵν’ εὐσχήμων βίος εἴη,καὶ πάντων τε φύσιν εὐανθέα εὕρεο καρπῶν.

σοῦ τε χάριν συνέστηχ’ ὁ πόλος καὶ γαῖα ἅπασακαὶ πνοιαὶ ἀνέμων καὶ ἥλιος ὁ γλυκυφεγγής.σῆι δυνάμει Νείλου ποταμοὶ πληροῦνται ἅπαντες,\ὥρηι ὀπωρινῆι, καὶ λαβρότατον χεῖθ’ ὕδωργαῖαν πᾶσαν ἔπι, ἵν’ ἀνέγλιπος καρπὸς ὑπάρχῃ.ὅσσοι δὲ ζώουσι βροτοὶ ἐπ’ ἀπείρονι γαίηι,Θρᾷκες καὶ Ἕλληνες, καὶ ὅσσοι βάρβαροί εἰσι,οὔνομά σου τὸ καλόν, πολυτίμητον παρὰ πᾶσι,φωναῖσι φράζουσ’ ἰδίαις, ἰδίαι ἐνὶ πάτρηι.

Ἀστάρτην Ἄρτεμίν σε Σύροι κλῄζουσι Ναναίανκαὶ Λυκίων ἔθνη Λητοῦν καλέουσιν ἄνασσαν,μητέρα δὴ κλῄζουσι θεῶν καὶ Θρήϊκες ἄνδρες,Ἕλληνες δ’ Ἥρην μεγαλόθρονον ἠδ’ Ἀφροδίτην,καὶ Ἑστίαν ἀγαθήν, καὶ Ῥεῖαν, καὶ Δήμητρα,Αἰγύπτιοι δὲ Θιοῦιν, ὅτι μούνη εἶ σὺ ἅπασαιΑἱ ὑπὸ τῶν ἐθνῶν ὀνομαζόμεναι θεαὶ ἄλλαι.

δεσπότι, οὐ λήξω μεγάλην δύναμίν σου ἀείδων,σώτειρ’ ἀθανάτη, πολυώνυμε, Ἶσι μεγίστη,ἐκ πολέμου ῥυμένη τε πόλεις, πάντας τε πολίτας,αὐτοὺς καὶ ἀλόχους καὶ κτήματα καὶ φίλα τέκνα.

ὅσσοι δ’ ἐμ μοίραις θανάτου συνέχονται ἐν εἱρκτῆι,καὶ ὅσοι ἀγρυπνίαις μεγάλαις ὀχλοῦντ’ ὀδυνηραῖς,καὶ οἱ ἐν ἀλλοτρίηι χώρηι πλανοώμενοι ἄνδρες,καὶ ὅσοι ἐμ πελάγει μεγάλωι χειμῶνι πλέουσιἀνδρῶν ὀλλυμένων νηῶν κατὰ ἀγνυμενάων,σώζονθ’ οὗτοι ἅπαντες, ἐπευξάμενοί σε παρεῖναι.κλῦθι ἐμῶν εὐχῶν, μεγαλοσθενὲς οὔνομ’ ἔχουσα,εὐείλατος ἐμοί τε γείνου, λύπης μ’ ἀνάπαυσον ἁπάσης.

Ἰσίδωρος ἔγραψε.

Прозаический перевод с др.-греч.: Гарсиа

Илл.: статуя Исиды ΙΙ в. н.э. из Неаполя, мрамор

veris_sacri

В 2011 году Нэнси Чандлер Питтман, основательница традиции тринитарной викки собирала антологию историй христианских виккан, которую планировала издать. Мне ничего неизвестно о судьбе публикации: вероятно, она не увидела свет. Однако я написал свою историю и послал ей.

Сейчас я публикую ее вослед другим рассказам о сикретическом, христоязыческом пути. Примеров этого пути довольно много, и это – еще один. Я пока не перевожу его. С тех пор многое изменилось, я сейчас не могу считать себя никоим образом связанным с христианством – разве что генетически.

Но забывать об этом нельзя

)0(

*  *  *

I'm a 28-year-old Wiccan from Saint-Petersburg, Russia. The religion I practice and profess came to me after about a decade of search, trial and faliure.

I think I'm not a Trinitarian Wiccan, since for me Christian pantheon is not exclusively the only one I work with – but by the standards of Russian Wiccans, who mostly hate the term, I can be called a Christian Wiccan – that is, a weird one, who is not a normal Pagan, and, of course, cannot be considered a mainstream Christian or Jew either.

My mother is a baptized Russian Orthodox Christian and my father is a Jew. Both influenced me strongly: ever since my childhood I had the image of a benevolent rather than strict God of Abraham, to whom I prayed in need.

From my parents I also inherited a valuable notion of spiritual freedom and toleration to others' beliefs and ways – since my childhood I has been encouraged to decide for myself in matters of devotion and ethics.

Since our “devotions” were wildly individualistic and didn't include obligatory or regular visits to church or synagogue, no wonder I thought of religion as something very individual, the matter between one's heart and God.

With such attitude in my high school I started studying Western esotericism and practicing basic rituals of the Golden Dawn magick (LBRP, Hexagram rite, Middle Pillar etc.).

It was not long since Scott Cunningham’s Solitary Practitioner’s Guide fell into my hands and I started experimenting with Wicca as a “lower magic” complementary to the “high magic” and “Cabbala” that I had been already practicing.

Following some obscure impulse I self-dedicated in a ritual that mixed Enochian invocations and prayers and meditations related to God and Goddess, written by myself.

That was about ten years ago, and in the meantime I got to know ancient paganisms, Christian theology and the Bible better. As a historian I first studied St Augustine and his millieu and then the New England Puritans.

In my university years I also came into a closer contact with Russian Orthodox Church, though it resulted in an indignation with its rigid and indeed corrupted organizational structure, that I still espouse. However Christian theology as part of Platonic and Neo-Platonic tradition got hold of me.

I still perceived Godhead as both transcendent and immanent, I still couldn’t treat other religions than Christianity as errors or diabolical teachings, but I came to share with mainstream Christianity the notion of sin (though not the moral code that it prescribed) and generally pessimistic outlook on human nature. Christ’s sacrifice was not so important for me personally: I didn’t feel myself saved through the

Saviour’s death. I rather identified with his tormentors or those who he passes by, according to the most brutal of predestination theologians.

Thinking on religious matters often eclipsed, in those years, my living practice of ritual and connection with the Divine. Now I consider it to have happened because of my distrust to myself.

I had quite a lot of moments that brought me consolation and reconciliation with the world, Godhead and myself, if not with other people, and it were those moments when theology vanished and something else came in its place. These were the moments of mystical communication.

It was a direct experience of divine love and being, that knew no conditions,neither imposed any on my soul or the world in general.

As time passed, I learnt to call this presence in a feminine gender; when I came to church, I identified it with the overarching Maria painted in the apsis, sheltering with her hands the Child – the world and myself.

All this occurred at the backdrop of my mundane life: pursuing my academic career as a historian I left my native city and moved to Russia’s “Northern capital”, Petersburg, where I experienced the most severe alienation from other people and the most devastating fits of self-loathing I had ever had. Quite a common thing for these latitudes, it all led me to the doors of a mental institution. It was there that I finally “converted” into Wicca. I didn’t dream of accepting some established way of believing or walking some spiritual path – I just somehow found Wicca and generally – the reverence to God, my Father and Comrade, my Brother, Helper and Teacher and his Mother, Lover, Wife and Sister Goddess – my Protectress, my Mother and my Source – at the core of my life. Then my present personal liturgy evolved.

It all happened in 2006. Since then I have made some progress in my career, settled in Petersburg, married and became an eclectic coven member. I also study Wicca as a scholar.

When I look back and think on what prevented me from slipping down to mental and physical destruction, I find that it was the direct intercession of God and Goddess.

The Church of Our Lady’s Intercession was actually the one where I – fruitlessly – tried to seek comfort in the days of my sorest distress.

My personal liturgy includes daily rituals, sabbaths and esbats. Sabbaths and esbats I usually celebrate with my coven, though sometimes with my wife, who is also a Wiccan, though, un me, with a grudge towards Christianity.

In a daily ritual course I refer to God and Goddess in unity as “Jesumaria” and “Yahdonai” – the names that served some Christian and Jewish mystics to celebrate the union of the masculine and the feminine in God.

As a daily invocation to God I use Psalm 110 (omitting its brutal verses that concern breaking of heads and trampling over enemies). What I find valuable here is the notion

of the Godhead that is the Source of God and Goddess (“The Lord [the Source] said unto my Lord [God, Cosmic Christ, Pantocrator, Consort of the Goddess]”) and the mysterious “order of Melchisedek”.

In fact I consider us Wiccans, Pagans and mystics in general to belong to this Order – the primordial Tradition that is not for us to know in its integrity (and I’m seriously critical about people who presume to speak on its behalf), but which is somehow “religion itself” and underlays any spiritual search.

My favourite protection spells are psalms 23, 91 and 121. I feel quite comfortable with them – they are compatible with my beliefs. I also use pieces of Jewish and Latin prayers to address my God and Goddess.

However, for all this, I consider myself Pagan, though understanding very big discrepancies of my own theological or ethical views with those of the ancients – even those who are among my sources, for instance Plato and Heraclitus – or of modern Pagans.

Considering the latter, I often find that I disagree with them in very important matters, that I think need revision, using the insights we can gain from Christianity. These matters are the problem of evil and history in its sacred dimension (if there is such).

I’m not very sure about these issues myself, but…we’re working on that!

For me Jesus Christ and Maria are legitimate God and Goddess couple, similar to that of the other pantheons, as well as Yahwe and Ashera or Sh’khina (Elohim together).

The history of Jesus is an important tale of the God’s suffering – of his “pathos” (Greek for suffering) – for the benefit of others.

The tale is not so much about the Cross as about his whole life, his search of himself and the misunderstanding

he met around him. All that lives meets counteraction to its existence and the struggle against it constitutes the life force that is the source of any creativity, pleasure and, maybe, existence itself.

It is the ineffable One that meets nothing to counteract it, and we all, sooner or later, return to it – but in the meantime we fight a Chrsit fight of love to our Goddess – to that which counters us either with pleasure and acceptance or with the Crone’s Sickle and dread.

Love (or magic, as we often call it) is the path, however, and is above and below us as we walk the Galilee and Jerusalem of this rippling cosmos.

I very much admire the project of Trinitarian Wicca and I believe it is a tradition that Wicca needed. On forums I earned the reputation of being a Christian Wiccan myself, defending the right of Wiccans to

choose between pantheons, including that of Christianity. In Russian Wiccan community there actually are Christowiccans (those who practice Wicca and Christianity “apart”, reserving the Circle for God and

Goddess and the Church for Christ), but I personally don’t know people who include Christ or Mary or Magdalene in their Wiccan life and/or magic. The peculiar Russian “dvoyeveriye” (“double-belief”), meaning

an almost 50/50 mixture of pre-Christian and Eastern Orthodox Christian practices – has been known ever since the very start of Christianization of Rus’ in the 10-11th centuries. One of its most interesting outcomes, for instance, is the folkloric perception of the Trinity (“Troitsa”) as a female deity separate from God the Father, Christ or Holy Ghost.

Blessed be.

Yours,

Илл.: А. Галлен-Каллела. Язычество и христианство

Page 3

veris_sacri

Особенно обращаю внимание на статью Падре.Почему-то есть “темная викка”, но нет “трагической викки”. Mabel – это еще и диалектное “любовница” и “женоподобный мужчина”. Так что тут и про Локи и про Одетту-Одилию.

“Кому и Недотыкомка невеста” (С)

Время Луны, № 19

Источник: https://veris-sacri.livejournal.com/81575.html

Исида – Энциклопедия Древнего Египта

Богиня исида молитва

Имя Исиды в иероглифах

сида (Изида) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат.

Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.

Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

1. Истоки культа

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.

Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор.

В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Исида

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.

Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.

Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона.

Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи.

По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов.

Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой.

С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю.

Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея.

Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её».

После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной).

Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

4. Символы

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной.

Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов.

Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса.

Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

5. Центры почитания

Терракотовое изваяние Исиды, оплакивающей Осириса. XVIII династия. Лувр, Париж

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован.

Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул.

Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями с Исидой

Да не будет не знающего меня
нигде и никогда! Берегитесь,
не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я
почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и
дева. Я мать
и дочь. Я члены тела
моей матери.

Я неплодность,
и есть множество ее сыновей. Я
та, чьих браков множество, и
я не была в замужестве. Я облегчающая роды
и та, что не рожала. Я
утешение в моих родовых муках. Я
новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто
породил меня.

Я мать
моего отца и сестра моего
мужа, и он мой отпрыск.

(Гром. Совершенный Ум. Гимн из библиотеки Наг-Хаммади, I—III вв. н. э.)

6. Исида в античной традиции

Храм Исиды в Помпеях

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса. Её отождествляли с Деметрой. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора).

Отождествляется с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио.

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. Поместила Сириус на голову Пса. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами.

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой.

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат.

Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж).

В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору.

Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды.

Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:

Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма.

Однако ряд сходств, упоминаемых Фрэзером, является спорным. Например, Фрэзер упоминает тонзуры жрецов Исиды, хотя, согласно Плутарху, жрецы Исиды полностью удаляли волосы на голове и теле.

  • Сайт “Wikipedia – Свободная Энциклопедия”

Источник: http://egyptopedia.info/i/1210-isida

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.